Третий год в регионе внедряется новая форма аттестации в колледжах и техникумах. Она предполагает, что студент должен продемонстрировать наряду с теоретическими знаниями практические навыки, доказать, что он вписывается в те нормативы, которые говорят о его конкурентоспособности на рынке труда. Из 56 нижегородских учреждений СПО 52 уже внедрили у себя демоэкзамен по ряду специальностей.
Практика важнее теории
– Демонстрационный экзамен в отличие от традиционной формы аттестации – это моделирование реальных производственных ситуаций. В колледжах и техникумах создаются площадки, на которых ребята могут решать задачи, столкнувшись на реальных рабочих местах. Это нововведение перезагружает, трансформирует всю систему профессионального образования. Демонстрационный экзамен – это необходимая часть, которая дополняет теоретическую подготовку, – рассказала министр образования Нижегородской области Ольга Петрова.
Необходимость проводить аттестацию по-новому подтолкнула учреждения среднего профессионального образования менять подходы к обучению, укреплять материальную. базу. Дело в том, что демонстрационный экзамен проходит по стандартам Ворлдскиллс. Это движение, целью которого является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации, популяризации рабочих профессий.
– Мы были в числе участников пилотного проекта по внедрению демоэкзамена, – рассказывает директор Сормовского механического техникума им. Героя Советского Союза П.А. Семенова Николай Дмитричев. – Первыми аттестацию в новом формате прошли ребята, получающие у нас профессию оператора станков с программным управлением. Компетенция – токарные работы на станках с ЧПУ. Чтобы внедрить новый тип аттестации, мы проанализировали задания, которые даются на демоэкзамене, и преподаватели переработали образовательные программы подготовки, стали большее внимание уделять практическим занятиям на станках. Была серьезно усилена материальная база техникума – закуплено современное оборудование – инструменты, станки, которые используются на предприятиях. Мастерские были аттестованы, преподаватели прошли необходимое обучение и сертификацию. Велась большая работа с ребятами – с ними занимались мастера и даже психологи, которые настраивали студентов на успешное прохождение аттестации. Экзамен проходил в присутствии большого количества экспертов и работодателей, что, конечно, было волнительным для ребят. В итоге студенты справились очень хорошо. Из 25 участников демоэкзамена 11 ребят сдали его на «отлично», еще 11 – на «хорошо» и лишь три человека – на «удовлетворительно». Средний балл составил 4,44 и тогда это был лучший результат по России.
По словам Николая Михайловича, несомненный плюс демоэкзамена в том, что к нему ребята готовились на тех же станках, что установлены на предприятиях, а это позволит молодым специалистам легче и быстрее адаптироваться на месте трудоустройства. Сейчас в техникуме готовятся к запуску новой площадки электромонтажа, на которой учащиеся также будут отрабатывать необходимые навыки и также сдавать демоэкзамен.
Полезно и для гуманитариев
Стоит отметить, что в формате демоэкзамена свои достижения демонстрируют не только выпускники технических специальностей, но и те ребята, которые получают профессии гуманитарного профиля – воспитатели, педагоги.
По словам директора Нижегородского Губернского колледжа Натальи Катышевой, раньше оканчивающие колледж выполняли выпускные квалификационные работы – все задания ребята делали заранее. Демоэкзамен – проверка для будущего специалиста в режиме реального времени. Это возможность показать фрагмент урока с приглашенными учениками начальных классов из соседней школы или демонстрация умения работать с родителями. Если у представителей технических направлений оценивается результат, например, готовая деталь, то для будущего педагога важна оценка процесса – как выпускник умеет говорить, заинтересовывать детей, завоевывать аудиторию.
– В мастерской колледжа есть все необходимое для демонстрации классического урока. Созданы все условия для демонстрации своих умений педагогов музыки. Мы гордимся, что на недавнем демоэкзамене по музыкальному образованию наша выпускница Ксения Киселева получила 18,49 балла из 19 возможных при среднем результате по России 13,54, – рассказала Наталья Михайловна.
В Нижегородской области четыре педколледжа, и все они имеют возможность готовить студентов в мастерских Губернского колледжа и проводить на его же базе демоэкзамен.
Как пояснила начальник отдела подготовки квалифицированных рабочих кадров, сопровождения проектов по развитию профессионального образования Министерства образования, науки и молодежной политики Ольга Сибирякова, сетевое взаимодействие очень важно. Мастерские должны быть в колледжах разные, это позволит готовить ребят по современным стандартам по большему числу компетенций. Такое взаимодействие уже хорошо налажено во многих районах региона – в Выксе, Перевозе, Шахунье.
Стоит отметить, что, в 2018 году только 8 компетенций оценивались в формате демоэкзамена, сейчас их число выросло до 36. Что касается количества выпускников, прошедших через новую форму аттестации, то в 2018 году демоэкзамен сдали всего 100 человек, в прошлом году – 1000 человек. В 2021 году планируется, что подобным образом будут аттестованы минимум три тысячи выпускников. Всего же ежегодно техникумы и колледжи оканчивает 16 тысяч ребят. В будущем все они должны будут сдавать демоэкзамен для подтверждения своей квалификации.
Кстати
Все выпускники, сдавшие демоэкзамен, получают паспорт компетенций (Skills Passport). Это электронный документ наглядно раскрывает уровень освоения компетенции Ворлдскиллс в разрезе практических навыков. Он подтверждает уровень освоения практических навыков, демонстрирует высокое качество подготовки, и это является несомненным плюсом при трудоустройстве.
Рейтинг
Попасть в десятку
Нижегородская область заняла 15-е место из 85 в рейтинге субъектов РФ по качеству общего образования.
Сводный рейтинг был подготовлен на основе обработанного на федеральном уровне массива статистической информации. Оценивались регионы по 12 показателям, сгруппированным по трем направлениям: результаты обучения школьников, практикоориентированность школьного образования и управление системой школьного образования. Проведение такой оценки на федеральном уровне будет ежегодным.
– Результаты оценки качества образования, проведенной Рособрнадзором, демонстрируют потенциал для развития как отдельных направлений, так и в целом системы образования Нижегородской области. Но, безусловно, наша цель – попасть в десятку, – заявила министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова.
Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.