В бывшем губернаторском дворце воцарится русское искусство

В бывшем губернаторском дворце воцарится русское искусство

Знаете ли вы, куда выстраиваются самые длинные очереди в нью-­йоркских Музее Гуггенхайма, МОМА и Met? В сувенирные магазинчики. Туристы со всего мира считают поход в Метрополитен-музей или, скажем, в музей метро неудавшимся, если покидают его, не прикупив зонтик с принтом от Уорхола или Лихтенштейна, футболку со схемой подземки и прочие симпатичные свидетельства посещения того или иного храма искусства.

Стены готовы принять картины

Исходя из этой туристической потребности, теперь в кремлевском корпусе Нижегородского государственного художественного музея должна появиться очередь, так как уже этим летом там должен открыться полноценный сувенирный магазин. И не только. Об этом директор НГХМ Роман Жукарин рассказал на выездном совещании журналистам, посетившим реставрируемый музей. Масштабные работы проводятся к 800-летию Нижнего Новгорода.

– Мы решили, что здесь должно быть больше пространства и света, – говорит Роман Юрьевич, обводя рукой обширный зал. – Раньше отсюда начиналась экспозиция русского живописного искусства. Создадим общественную локацию, которая позволит посетителям чувствовать себя комфортно. В читальном зале наши гости найдут книги по истории искусства, журналы, каталоги. В кафе они могут отдохнуть, а потом пойти смотреть выставки.

Между тем с открытием перечисленных общественных пространств выставочные площади вовсе не уменьшатся, наоборот: увеличатся примерно на 30%. Дело в том, что вся офисная часть музея, включая кабинеты сотрудников, переносится вниз, на этаж с гардеробом.

Основные строительные работы уже завершены на 90%. Смонтирован особый «выставочный» свет, продумано не отбрасывающее бликов покрытие пола, особый цвет стен… Впереди – установка стеклянных дверей, лепного декора и кондиционеров, а также возвращение картин с хранения (сейчас они ждут своего часа в Доме Сироткина и в нижегородском остроге) на родные стены. Дело это небыстрое. 

– Уже в апреле на первый этаж можно будет перевозить фонды и готовить выставочные пространства. В мае мы закончим второй этаж. Но открытие произойдет не раньше августа. Помещение для нас освобождали в течение двух месяцев, – смеется Владимир Молоканов, директор ведущей работы организации-подрядчика. – Уж мы не знали, как их выгнать! Теперь они нас торопят и выгоняют.

Планируется, что в начале августа НГХМ откроется масштабной выставкой «Великие коллекции – нижегородцам». Это будет самый масштабный проект за последние несколько лет – экспозиция шедевров из фондов Третьяковской галереи, Эрмитажа и Русского музея.

Также Роман Жукарин рассказал корреспонденту «Нижегородских новостей», что в итоге всех производимых преобразований собрание НГХМ расположится в трех зданиях. В кремле будет представлено русское искусство от иконописи до Серебряного века, дом Сироткина сохранит «западноевропейский» профиль, а бывшие торговые ряды, ныне выставочная галерея на площади Минина, 2\2 станет пристанищем для искусства современного.

Перестройка против истории

Раз за разом отслеживая ход реставрации исторических зданий, мы уже привыкли к тому, что в процессе работ происходят неожиданные, порой приятные открытия. Например, когда возвращали первозданный вид интерьерам палаццо Рукавишниковых, на стенах обнаружились позолота и роспись, а под досками пола – наборный дубовый паркет. В особняке Варвары Бурмистровой «нашелся» искусственный мрамор, нежно-розовый с золотыми прожилками, в киноцентре «Рекорд» – уникальная лепнина на потолке и так далее. Какие находки были сделаны при реставрации бывшего дома военного губернатора? 

Здание это старое, выстроенное 180 лет назад, с большой интересной историей. Например, в 1858 году там Александр Дюма-отец встретился с прототипами его романа «Учитель фехтования», декабристом Иваном Анненковым и его женой Полиной Гебль. Не раз там производился ремонт: из-за оползней в стенах появлялись трещины. С 1917 года здание было переименовано в Дворец Свободы и до 1992 года, пока его не отдали Художественному музею, в просторных кабинетах трудились представители областной власти.

Дворец не раз перестраивался: возводились и сносились внутренние перегородки, замуровывались и вновь пробивались двери. Все эти перемены особенно затронули первый этаж. По словам Владимира Молоканова, исторические объемы были утрачены, ценных элементов почти не осталось. Фрагмент стены, еще не скрытый под штукатурным слоем, пестрит разными видами кирпича. Видны арки, бывшие дверные проемы…

– Сохранились только фрагменты лепнины, скрытые под фальшпотолком. Мы ее отреставрировали и дополнили. В двух помещениях сохранился исторический паркет, который мы тоже восстановили, – говорит реставратор и тут же отмечает: на втором этаже сохранилось больше исторических элементов, и там получилось осуществить классическую реставрацию с восстановлением лепного декора, паркетных полов, старинных дверей и порталов. Там, где сейчас правое крыло музея, раньше не было никаких межэтажных перегородок, но имелся огромный, предположительно, бальный зал.

Что почем?

Изначально на реставрацию здания было запланировано 160 млн рублей. Однако затем сумма была увеличена, так как добавились работы по кондиционированию и дизайну. В итоге общая стоимость работ составила 207 млн рублей. Более половины этой суммы ушло на замену старых инженерных сетей современными.

Большая часть средств выделена из федерального бюджета, оставшаяся – из регионального в рамках софинансирования.

Мария Федотова. Фото Кирилла Мартынова.