Русь, которую мы открываем

Русь, которую мы открываем

«За Русь святую!..» – так называется мультикультурный просветительский проект в жанре героического действа, посвященный 800-летию великого святого благоверного князя Александра Невского и 800-летию Нижнего Новгорода. Премьера действа состоялась 20 мая.

О доблести, о подвиге, о славе

Авторы проекта – профессор, лауреат премии Москвы Евгения Кривицкая и режиссер, актер, лауреат премии Москвы и Российской национальной музыкальной премии «Овация» Петр Татарицкий. Дирижер – художественный руководитель театра Александр Топлов, хореографы – руководитель балета Морихиро Ивата и балетмейстер Леонид Сычев, хормейстер Эдуард Пастухов.

Забегая вперед, отмечу: то был вечер открытий. Казалось бы, ну что нового можно узнать на очередном патриотическом мероприятии? Вот только мероприятие оказалось вовсе не «очередным».

– В нижегородской постановке звучит много принципиально нового материала, – говорит Евгения Кривицкая. – В частности, это музыкальная сага Лоры Квинт и Николая Денисова «Русский бал на четыре столетия», опера Эдуарда Направника «Нижегородцы». Музыкальная сага написана недавно, и ее практически никто не слышал, тем более на сцене. В основе ее – знаменитый роман Загоскина «Юрий Милославский, или русские в 1612 году», посвященный подвигу Минина и Пожарского. Мы выбрали оттуда несколько фрагментов, которые подходили нам по сюжету и музыкальному содержанию. В качестве аккомпанемента звучит орган и симфонический оркестр, то есть тембровое решение абсолютно академическое: стилистически выдержана линия от Глинки и Бородина к Прокофьеву и современным авторам. Это либретто оперы Михаила Булгакова «Минин и Пожарский». Булгаков написал оперу про нижегородское ополчение, представляете? Моя голубая мечта – найти единомышленников и поставить ее.

Наша идея ни в коем случае не оригинальна. Но принципиально важна компоновка материала. С одной стороны действо достаточно метафорично, с другой – на сцену выходят исторические фигуры, произносят монологи, обращаясь к залу с призывами, с декларацией своих идей и убеждений, и всё эмоционально окрашено музыкой.

– В действе речь идет о событиях, которые происходили в Нижнем Новгороде, на этой земле, – констатирует Александр Топлов. – Здесь был упокоен Александр Невский. Отсюда вышло ополчение, освободившее Москву. Здесь бывал Петр Первый, в Балахне строились корабли. Среди уже упомянутого нового и широко известного музыкального материала – фрагментов опер Глинки и Бородина, номеров из прокофьевской кантаты «Александр Невский» и прочих – исполняются фрагменты оперы Направника «Нижегородцы», которую нигде не найдешь. Даже в интернете представлены всего две арии. Кстати, была очень интересная история с нотами. «Нижегородцев» в этом театре ставил во время войны Борис Александрович Покровский. Но партитуры не было – она находилась в блокадном Ленинграде. Имелся только клавир. И композитор Александр Касьянов, родоначальник нижегородской оперной композиторской школы, по клавиру создал оркестровую партитуру. В знак уважения к Касьянову мы взяли в работу его версию. В проекте задействованы все силы театра: хор, оркестр, балет, солисты. Я благодарен министерству культуры Нижегородской области, выделившему субсидию на реализацию этого проекта.

Нижегородцам о нижегородцах

Открытия начались еще до того, как зазвучала музыка. Музей книги нижегородской «Ленинки» представил в фойе часть экспозиции, посвященной Александру Невскому: перипетиям его биографии и капризам исторической памяти. Сейчас книжная выставка, посвященная полководцу, работает в Музее книги (во дворе Ленинской библиотеки, вход свободный).

Собственно действо, масштабное и выразительное, поражало искренностью и глубокой включенностью в исполнение всех его участников. В исполнении Петра Татарицкого жгли душу актуальные патриотические строки – страницы исторической хроники из написанной в XIII веке «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», стихи великих русских и выдающихся современных поэтов. Артисты театра оживляли исторические сцены: поражала летящей удалью увертюра к «Руслану и Людмиле», ужасало мертвое поле брани, свирепо отплясывали жестокие половцы и вновь плакала ожидающая своего Игоря Ярославна. Органная музыка в исполнении Евгении Кривицкой, сопровождая мелодекламацию и номера действа, придавала особый, архаичный и возвышенный колорит.

Украсили и дополнили действо видеопроекции – пейзажи, иконопись. Быть может, не очень уместным в смысле исторической совместимости показался номер «Монтекки и Капулетти», сопровождающий сцену на Чудском озере из фильма Эйзенштейна.

Патриотически настроенные нижегородцы с восторгом аплодировали «своим» героям – выходящим на сцену Козьме Минину (Олег Федоненко) и Дмитрию Пожарскому (Александр Сильчук). Их выступления то и дело перемежались аплодисментами и восторженными криками, и степень душевного подъема всё росла, так что, когда зазвучал финальный хор «Славься», весь зал вскочил в едином, мистериальном каком-то порыве. Несомненно, что действо «За Русь святую!..» не должно остаться разовым событием, но просто обязано звучать регулярно.

Ну а почетные гости премьеры, авторы музыкальной саги «Русский бал на четыре столетия», композитор Лора Квинт и поэт Николай Денисов, очень высоко оценили работу труппы. «Я счастлива, что именно этот коллектив дал жизнь моей музыкальной саге, – сказала Лора Квинт.

Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате