Не бояться ошибок рекомендует победитель конкурса «Учитель 2021 года» Ксения Воронина

Не бояться ошибок рекомендует победитель конкурса «Учитель 2021 года» Ксения Воронина

Победитель конкурса «Учитель года» Ксения Воронина из Сарова – молодой современный педагог. Она входит в ТОП-100 учителей английского языка по итогам международной олимпиады учителей-предметников «ПРОФИ-2020». На своих уроках активно использует возможности цифровых образовательных платформ. Ее ученикам нравятся игровые и интерактивные задания, которые помогают отрабатывать грамматику, учить новые слова. Ксения уделяет большое внимание своему профессиональному росту и активно участвует в конкурсах, олимпиадах, в которых у нее значительные достижения.  Она – участник  IV международной олимпиады для знатоков английского языка от Skyteach и Cambridge Assessment English.

«Язык – это велосипед, на котором надо постоянно кататься», – написала Ксения в одном из своих постов. В интервью «НН» она рассказала, что старается убедить в этом своих учеников. 

Учусь у детей

– Почему вы выбрали профессию учителя?

– Я родилась в Арзамасе. Педагогов в моей семье нет, родители у меня инженеры, но я еще в детстве увлеклась английским языком, любила песни на этом языке, занималась с репетитором. Очень многое в плане языка мне дал Нижегородский лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова. После окончания вуза работала полтора года в IT-фирме лингвистом. Затем решила поменять сферу деятельности и попробовать себя в преподавании. Первым местом работы стала гимназия №13 в Нижнем Новгороде. После переезда в Саров устроилась в гимназию, которая тоже с углубленным изучением иностранных языков. Преподаю английский в третьих, четвертых и девятых классах.

Сказать однозначно, что педагогика мое призвание, не могу. Все в жизни проверяется методом проб и ошибок. Поначалу мне было сложно общаться с детьми. Но, когда у меня родилась дочка, я очень много читала книг по детской психологии, они мне очень помогли. И теперь общение с учениками для меня – огромная ценность. Кто бы что ни говорил, с современными детьми очень интересно. Они не перестают меня удивлять, и я очень многому учусь у них.

– Что вам помогает наладить контакт с учениками?

– Важно уважительно и доброжелательно относиться к детям, тогда обязательно сложатся теплые отношения, в основе которых понимание и сотрудничество. Дети младшего возраста очень подвижны, не могут долго удерживать внимание. Нужно это учитывать. Я иногда разрешаю выйти ребенку на несколько минут из класса – пройтись по коридору, стараюсь менять виды деятельности, чтобы ученики не теряли интерес, обязательно организую физкультминутки на английском языке.

Еще важно помнить, что все дети разные. Одна из моих задач не акцентировать внимание учеников на том, что у них плохо получается. Задача учителя подобрать посильные задания для каждой группы в зависимости от способностей учащихся. Важно не пугать детей двойками, не «тащить» их на пятерки, а развивать творческие навыки.

Цель – не оценки

– Почему в России плохо знают иностранные языки?

– Это связано с тем, что ситуаций, в которых требуется живое общение на английском, у российских детей гораздо меньше, чем у их сверстников в Европе. Учителя должны владеть коммуникативной методикой и на уроках создавать ситуации, когда нужно разговаривать на языке. Обычно же педагоги уделяют внимание грамматике, правильным ответам на вопросы. Но это не «работает» на живое общение.

– Что бы вам хотелось изменить в современной школе?

– Нужно больше внимания уделять практическим навыкам, которые помогают человеку успешно справляться с различными житейскими ситуациями. Очень здорово, когда в школах используется межпредметная интеграция – комбинируются уроки, например, обществознание и английский язык. Это дает возможность ребятам осваивать новые темы и одновременно практиковать иностранный язык.

Еще я бы хотела кардинально поменять подход к оценочной системе. Сегодня для многих детей, учителей, родителей цель – отметка, показатель. Это напрочь губит учебную мотивацию. Цель образования не отметка, а умение учиться, развивать познавательные способности. Нужно учить детей мыслить креативно, а натаскивание на ГИА, ЕГЭ способствует формированию шаблонного мышления.

 В Финляндии, чтобы поступить в педагогический вуз, нужно пройти очень жесткий отбор, иметь магистерскую степень. И нам бы не мешало проанализировать этот иностранный опыт. 

Еще очень важно заботиться о том, чтобы педагоги не выгорали. 

Цитата

«Для того чтобы по-настоящему учить, недостаточно образования или профессиональной квалификации. Учить, ровно как и воспитывать, по мысли Альфи Кона, надо сердцем. Сердцем, которое бьется и принимает безусловно каждого ребенка». 

(Из эссе победителя конкурса Ксении Ворониной)

Беседовала Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

На фото: Ксения Воронина из Сарова (на фото справа) вместе с другими претендентами на победу в конкурсе.

Тем временем

Педагога не заменит «цифра»

Как известно, 2021 год объявлен годом науки и технологий, поставлена задача вовлечь талантливую молодежь в исследовательскую работу. О том, как этого добиться рассказали финалисты конкурса «Учитель года».

– В маленьком провинциальном городке живет необычный учитель – во время его уроков ученики выбегают на школьный двор для того, чтобы определить его площадь или измерить высоту колокольни. Фантазия этого педагога безгранична, кто бы еще догадался привязать к воздушному шару спичечный коробок с тараканом и запустить его в полет, чтобы затем посмотреть, как это скажется на организме насекомого. Этот чудак – реальный педагог Константин Эдуардович Циолковский, который 42 года своей жизни отдал детям. В прошлом году, когда школы вынуждено перешли на дистанционку, встал вопрос – не пора ли заменить учителя цифровой платформой. Но искусственный интеллект никогда не воспитает дерзкого мечтателя и ученого. Государство строит кванториумы и технопарки, и очень важно, чтобы там ребенка встречал не аниматор, а учитель, который способен привести ребенка в большую науку, – убеждена учитель истории и обществознания гимназии №2 (Нижний Новгород) Наталья Сергеичева.

О том, что технологии и интернет никогда не заменят учителя, говорил в своем выступлении и учитель истории Редькинской основной школы (Бор) Сергей Герасимов.

– Как-то девятиклассники меня спросили: «Зачем мы все это учим, если сейчас можно загуглить любую информацию?» Но что делать, если отключат электроэнергию или произойдет еще какая-либо экстренная ситуация? Я предложил детям на листке бумаге отмечать время, которое они проводят в интернете, и количество знаний, которое они там получают. Вывод, к которому пришли старшеклассники, был предсказуем: знания, добытые во Всемирной паутине, носят поверхностный и бессистемный характер. Они ничтожно малы по сравнению с тем временем, которое ученики проводят в Сети.

В будущем наши дети будут жить в мире роботов и искусственного интеллекта. Именно это им предстоит создать, а значит, у истоков научно-технологического прорыва стоим мы, школьные учителя.  В нашей Редькинской школе работает центр «Точка роста», который оснащен самым современным оборудованием. Это позволяет ребятам создавать самые смелые проекты практической направленности, – делится Сергей Герасимов.

Учителю географии Шарангской средней школы Оксане Пасынковой пришлось бороться со стереотипами.

– На вопрос, кто такой ученый, пятиклассники сказали, что это мужчина в очках, седой и с усами. Он очень умный и много знает. Чем он может заниматься, дети не смогли предположить. С точки зрения старшеклассников, ученый – это человек, который что-то открыл или изобрел, усовершенствовал. Опять же в годах, седой. Меня испугал такой взгляд детей. Потому как получается, что либо люди, становясь учеными, седеют или, напротив, только убеленные сединами мужчины идут в науку, – шутит Оксана Пасынкова. 

Учителю географии удалось разрушать стереотипы детей, она привела примеры ученых-географов, начиная с изобретателя глобуса Мартина Бехайма, заканчивая Владимиром Максаковским –  автором учебника, по которому учатся нынешние школьники. «Но все  уже открыто, географам в современном мире уже нечем заняться», – заявили в ответ ученики. Пришлось педагогу ломать и этот миф.

– Мы создали несколько научных групп – одна занимается написанием проекта по агротехнологиям, другая в приложении Google Планета Земля создает видеоэкскурсии, третья объединена в кружок геоинформатики – ребята делают необычные карты, например,  мировой расовой дискриминации, карту нетуристических мест мира, – рассказала о научных проектах своих учеников Оксана Пасынкова.

Следите за нашими новостями в удобном формате