Первый «антикоррупционный» мюзикл дебютировал на сцене КМТ

Первый «антикоррупционный» мюзикл дебютировал на сцене КМТ

Конечно же, сын королевского лекаря Мари Жозеф Эжен Сю, проводивший свои молодые годы в праздности на деньги разбогатевшего отца, хорошо знал нравы парижского света середины позапрошлого века. Современники злословили, что новоявленный писатель Эжен Сю начал писать свои романы забавы ради, в перерывах между балами. Тем не менее он вошел в историю литературы как основоположник уголовно–сенсационного жанра. как классик, если можно так сказать, бульварного чтива. И, похоже, его произведения не теряют  своей актуальности до сих пор. 

Билетик счастья

По крайней мере, фильм «Парижские тайны», который снял популярный французский режиссер Андре Юнебель в 1962 году по одноименному роману писателя, стал мировым кинематографическим бестселлером. Не удивительно, что этот занимательный сюжет не остался без внимания и у наших современников – композитора, автора более 600 песен для эстрадных звезд, а ныне и доброго десятка мюзиклов Кима Брейтбурга,  и его поэтического напарника Евгения Муравьева, написавшего либретто. Но вот чтобы сам постановщик одноименного мюзикла заслуженный артист РФ Сергей Миндрин то ли в шутку, то ли всерьез назовёт потом свою вариацию «Тайн» «первым антикоррупционным мюзиклом», этого никто не ожидал. 

Итак, в Нижегородском Камерном музыкальном театре имени Владимира Степанова недавно грянула долгожданная премьера. Два года репетиций, поисков, сомнений – и вот, наконец, открывается занавес, и звучит мажорная увертюра Кима Брейтбурга. А в интерьерах старого Парижа возникает традиционный шарманщик, щедро раздающий «билетики счастья». Впрочем, представление о счастье у каждого своё. У барона Лансиньяка – это деньги и власть, добытые любым путём, у его наперсницы Ирэн – выгодное замужество, у маркиза Родольфо де Самбрея, вероятно, – очередная дуэль с противником.

Во время бала у себя дома барон предлагает маркизу де Самбрею деньги за хранящиеся у того секретные карты будущих новых улиц столицы, чтобы использовать их в целях наживы. Это так современно – скупить развалюхи, стоящие на месте будущих трасс, а потом втридорога продать их той же мэрии! Маркиз считает предложение оскорбительным и вызывает барона на дуэль. В параллельной сюжетной линии появляется Мари, она оказывается заложницей в кабаке Горгоны – предводительницы шайки бандитов, которая служит барону Лансиньяку... 

Итак, алчному Лансиньяку во что бы то ни стало надо добыть градостроительный план столицы. Ради своей цели он в буквальном смысле идет по трупам и внезапно на своем пути встречает категорическое сопротивление маркиза. Кстати, взяткодатель Лансиньяк – не единственный здесь, кто является коррупционером. Полицейский в исполнении великолепного Артёма Брехова, хоть и пониже рангом и не ворочает большими деньгами, как барон, но жадноват, продажен и не гнушается мелкими поборами.

Чиновники не продаются!

– А вот мы взяток не берём! – провозглашает со сцены Сергей Миндрин, он же маркиз, как будто возглавляет не парижский департамент, а к примеру, нижегородский.

– Я не торгую ни собой, ни страной, которой служу, – с пафосом восклицает чиновник, которому предлагают крупную сумму за раскрытие служебной тайны.

– Сергей Владимирович, ваша ирония целенаправленна? – спрашиваю у него за кулисами после представления.

– Я человек политически спокойный, – отвечает мой собеседник. – Это не значит – равнодушный. И я понимаю, что, владея таким оружием, как театральное искусство, мы можем воздействовать на умы не каким-то радикальным способом, откровенно призывая к революциям, а именно, заставляя задуматься, затронуть и душу. Не выйти на баррикады и закидать камнями своего собрата, а что-то изменить прежде всего в самом себе... Не стоит проводить грубую аналогию с коррупцией, например, местного, нижегородского розлива. Напротив, погружая нижегородских зрителей в тему, мы призываем их посмотреть, что происходит и происходило в Европе или на Западе, везде и во все времена…

Сергей Миндрин – успешный режиссёр, на его счету десятки постановок.  Нижегородцы, а особенно нижегородки обожают его как актера: за те 26 лет, которые провёл на сцене КМТ, он сыграл десятки ролей…

Расчет авторов и постановщиков (вместе с Сергеем Миндриным работал питерский режиссер и драматург Сергей Сметанин) был прост. В «Тайнах» есть динамика, драйв, некая эстрадность и современная подача материала – все то, что находит отклик у молодой публики. И события почти документальны, и герои не устарели. Одна только «дама полусвета» Ирен чего стоит! Типичная хищница, которая охотится за богатым женихом – таких сегодня полным-полно не только в столице, но и у нас в Нижнем! Екатерина Шистерова, одна из двух исполнительниц роли Ирен, заметила:

– Ирен считает, что «мужчины всего лишь пешки королев», это её философия. «Миром правят мужчины, а мужчинами правят женщины», – поёт убеждённая «королева». И всё-таки она допустила ошибку в своей игре, за что и поплатилась…

Всего лишь сказка

В одном из своих интервью автор целой серии подобных мюзиклов, раскрасивших сегодня театральные подмостки России яркими красками, признался:

– «Парижские тайны» – это не классический мюзикл, а эстрадный, где шоу органично переплетается с перипетиями классического источника. Его целью было по максимуму театрализовать эстрадное представление и, можно сказать, что затея эта вполне удалась. Зрители видят осовремененный мюзикл, где классика ловко синтезируется с современными ходами эстрадных номеров...

 – Мы показываем вам сказку, притчу, где зло, в конце концов, наказано, а добро торжествует, – говорит о своем спектакле режиссер. 

Те, кто когда-то смотрел французский фильм «Парижские тайны», где в главной роли снимался Жан Маре, с восторгом отмечают, что «наш Миндрин не хуже». Однако в целом их сравнение, увы, не всегда в пользу нижегородской постановки. И никто из любителей кинематографа прошлых лет не мог ответить на вопрос: почему? Так, на уровне ощущений…

А вот те, кто читал роман первопроходца бульварной литературы Эжена Сю – два толстенных тома, почти полторы тысячи страниц, заметили, что мюзикл ну очень сильно «по мотивам» романа. Сам роман изобилует всевозможными подробностями парижской жизни, отдельными историями и судьбами героев, интригами и расследованиями, в нём переплетаются десятки сюжетных линий. Новоявленный мюзикл – очень краткий конспект этого романа, уместившийся в два часа зрительского времени. А если ещё вычесть песни и танцы? В результате обработки остался крепкий, складный костяк без всяких подробностей. Ничего лишнего! Да, соглашусь, того требуют каноны музыкального жанра, которые были соблюдены нижегородскими артистами. Говорить легко и просто о сложных вещах – основополагающий закон мюзикла. Хвала и честь Камерному музыкальному театру, который подарил благодарному зрителю еще один праздник. 

Татьяна Чинякова. Фото Александра Квартникова.

На фото: Ребята из театра танца «Солнечный бестселлер» – фишка «взрослого» спектакля.

Следите за нашими новостями в удобном формате