«Метеор» вернулся на орбиту. Первое обновленное судно на подводных крыльях спустили на воду

«Метеор» вернулся на орбиту. Первое обновленное судно на подводных крыльях спустили на воду

Кто постарше, помнит, как в Советском Союзе по Волге «летали» скоростные суда под названием «Метеор». Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева  за 30 лет, с 1961 по 1991 годы, выпустило свыше 400 «Метеоров». Потом их производство прекратили, а попытки возродить оказались неудачными. И вот на прошлой неделе, спустя 20 лет, в Чкаловском районе на воду спустили головное судно «Метеор 120Р».

Знаковое событие

По словам директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Бориса Кабакова, это знаковое событие не только для нижегородской земли, но и для всего российского судостроения. Как заявил на церемонии спуска на воду судна заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Саносян, «Метеор 120Р» – это совершенно новое переосмысленное видение модели, отвечающее требованиям времени по дизайну, безопасности и комфорту.

– Центральное конструкторское бюро Алексеева всегда славилось своим научным потенциалом и проектами скоростных судов, не имеющих мировых аналогов. Уверен, что «Метеор 120Р», как и его предшественника, ждет достойное будущее, – сказал он.

Заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Паньшин вспом­нил тяжелый путь, который предприятие прошло до этого события, когда в 90-е годы многие ученые и конструкторы уезжали за рубеж.

– Я человек в этой теме не случайный, – заметил Игорь Паньшин. – Мой дед был модельщиком у Ростислава Алексеева, они вместе запускали модели на Теплой речке, а я стоял рядом с Ростиславом Алексеевым.

– Сейчас мы спускаем головной корабль с новыми технологиями, но со старым легендарным названием «Метеор». Это говорит о том, что судостроение в Нижнем Новгороде – колыбели судов на подводных крыльях – возрождается, а идеи Ростислава Алексеева живут, – сказал Игорь Паньшин.

Интеллектуальный теплоход

Внешне современный «Метеор» похож на своего предшественника, но «начинка» у него совершенно другая.

– «Метеор 120Р» – симбиоз традиций конструкторской школы Ростислава Алексеева и инновационных инженерно-технических решений: это крыльевая схема нового поколения, позволяющая судну развивать крейсерскую скорость 75 километров в час, сохраняя комфорт для пассажиров. Современные материалы корпуса, интегрированная система управления судном с применением искусственного интеллекта обеспечивают безопасность судовождения, – сообщил председатель совета директоров – генеральный конструктор АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» Георгий Анцев. – Это «интеллектуальный» теплоход с современным комфортабельным салоном с климат-контролем, мультимедийными системами, прекрасным панорамным обзором и кафе-баром в кормовой части.

Длина «Метеора 120Р» – поч­ти 36 метров, а ширина – около 10 м. Средняя скорость хода судна – 65 км/ч, дальность хода – 600 км, максимальная продолжительность рейса – 8 часов. Новый «Метеор» сможет перевозить до 120 пассажиров при экипаже всего шесть человек.

Первый возрожденный «Метеор» уже нашел своего покупателя: после испытаний он уйдет в Ханты-Мансийский автономный округ, где судно будет доставлять людей в малодоступные районы. По словам губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Натальи Комаровой, о строительстве двух «Метеоров» с центральным конструкторским бюро имени Р.Е. Алексеева они договорились в 2019 году, когда спускали на воду «Валдаи», которые теперь тоже работают в  автономном округе. И если первое судно на подводных крыльях «Метеор 120Р» поступит к ним после испытаний в сентябре этого года, второе –через год.

Прорабатывается с ЦКБ по СПК им. Алексеева еще и вопрос с постройкой на базе речного судна плавучей поликлиники. Единственный в России корабль для медицинского обслуживания работает в Ханты-Мансийском автономном округе с 1993 года, но исчерпал свой ресурс и нуждается в замене.

Помогла программа 

По словам Андрея Саносяна, сейчас партнерами ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева являются три региона – Нижегородская область, Ханты-Мансийский автономный округ и Чувашия. 

Возродить отрасль судов на подводных крыльях удалось во многом благодаря государственной поддержке. В частности, министерство промышленности и торговли Российской Федерации приняло программу лизинга морских и речных гражданских судов «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы», льготные условия которой стимулируют судовладельцев к обновлению пассажирского флота. Кроме того, судостроительные предприятия региона, в том числе ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, стали одними из первых участников национального проекта «Производительность труда». Благодаря внедрению эффективных технологий ЦКБ смогло увеличить производство судов «Валдай» с четырех до шести в год. К 2022-му предприятие планирует выйти на производительность в семь «Валдаев» и один «Метеор» в год.

В настоящее время, как сообщил Георгий Анцев, заказчикам переданы уже 11 «Валдаев», еще шесть находятся в стадии строительства. По его оценкам, судовладельцы в России смогут приобрести около 120-150 «Метеоров».

Ставку предприятие делает и на развитие туризма в России. На судне на подводных крыльях можно прекрасно провести несколько часов в путешествии, а посмотреть гораздо больше, чем на обычном теплоходе.

Комментарии

Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров:

– Новые суда дают возможность запускать новые маршруты, повышать транспортную доступность населенных пунктов в регионах. Проектирование судна велось в рамках госпрограммы развития судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений до 2030 года при поддержке Минпромторга России. Обновление и пополнение пассажирского флота в регионах этими новыми, современными судами стало возможным благодаря государственной программе льготного лизинга. При создании «Метеора» были учтены все пожелания пассажиров и эксплуатантов подобного рода судов. Получилось современное, безопасное и комфортабельное для пассажиров и экипажа судно.

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин:

– Именно в нашем регионе были разработаны суда, ставшие легендой всей страны и прославившие имя конструктора Ростислава Алексеева. Раньше мы могли только мечтать о возобновлении серийного выпуска судов на подводных крыльях, а сегодня это реальность: спущено на воду уже 11 «Валдаев», они курсируют в трех регионах России, в том числе в Нижегородской области открыта навигация по шести направлениям. Уже есть планы дальнейшего развития направления судов на подводных крыльях.

Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.