«Нижегородское» – значит, русское

В прошедшее воскресенье в кремлевском концертном зале открылся летний благотворительный сезон нижегородской филармонии.

Изюминкой вечера стала яркая, долгожданная симфоническая премьера, не раз переносившаяся в сезоне по объективным причинам, – «Нижегородское каприччио» Владимира Качесова, окончившего нижегородскую консерваторию и ныне заведующего музыкальной частью столичного театра «Кремлевский балет». Партию солирующего рояля исполнила Надежда Хлынова, дирижировал Александр Скульский.

Количество каприччио, написанных композитором Качесовым, приближается к двум десяткам, и каждое из них – с колоритным «национальным» уклоном. Есть каприччио «Китайское», «Калмыцкое», «Еврейское», «Ингушское» – словом, всякие, а вот «Русского», как ни удивительно, нет. Владимир Петрович объясняет это так.

– Русские очень широко живут, и на юге у русских одна музыка, в центре – другая, на севере – тоже свой фольклор. И я впервые подобрался к русской теме, выбрав в качестве модели самый, пожалуй, русский регион – Нижегородскую область. «Эй, ухнем!» и «Не было ветру», лежащие в основе «Нижегородского каприччио», были записаны Балакиревым в этих краях. Также цитируется сормовский знаменитый наигрыш, «сормач». Плюс фрагменты балакиревского «Гимна Нижнему Новгороду». Это произведение я посвятил своему педагогу, уникальному человеку, у которого мне посчастливилось учиться – Аркадию Александровичу Нестерову. В нотной ткани я зашифровал его инициалы.

– Отчего «Нижегородское каприччио» имеет счастливый номер 13? Это с умыслом?

– Никакого умысла нет; тринадцать в данном случае – просто число.

– Судя по остроритмичному звучанию, по сопоставлениям традиционных и современных гармоний, в содержании каприччио переплелись два образа Нижнего Новгорода – древнего, былинного и индустриального? 

– Насчет современного и былинного Нижнего – совершенно точно! Я вообще склонен вносить в свои сочинения джаз-роковые ритмы и интонации – например, такие приемы можно услышать в балете «Безымянная звезда». Не терплю «чистый» академизм! 

– Цикл «национальных» каприччио – открытый проект? Над чем работаете сейчас?

– Да, цикл будет продолжаться. От меня ждут сочинений в Дагестане и на Камчатке. Но сейчас пока выжат досуха: только что закончил балет «Клеопатра» для театра «Кремлевский балет». Его уже поставили, правда, пока в концертном варианте, и в «Клеопатре» тоже, кстати, довольно много джаз-рокового звучания: артисты работают в полнейшем драйве!

Мария Федотова.

Следите за нашими новостями в удобном формате