Уже стали традиционными встречи онлайн с заместителем губернатора, министром здравоохранения Давидом Мелик-Гусейновым и министром образования, науки и молодежной политики Ольгой Петровой. На последнем «Большом родительском собрании» вновь было задано рекордное количество вопросов.
Отдохнуть бы в субботу
Учебный год начался очно, но родители боятся – не переведут ли детей снова на дистанционку. Во время локдауна обучение на дому для пап и мам было настоящим кошмаром. «Нет, перехода на дистанционное обучение не планируется», – успокоил родителей Давид Мелик-Гусейнов.
Больше всего вопросов родители задавали про новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Он позволяет родной язык, родную литературу и, главное, второй иностранный изучать по заявлению родителей, то есть делает их необязательными. В большинстве школ пока не смогли перейти на новый ФГОС, но уже со следующего учебного года он будет обязательным. Многие родители против второго иностранного, но есть школы, где, напротив, хотят помимо английского изучать еще один язык.
Второй, часто задаваемый вопрос связан с организацией пятидневки.
– Вы знаете, что мне бы очень хотелось, чтобы школьники отдыхали в субботу, но решение о переходе на пятидневную учебную неделю принимает школа с учетом мнения педагогов, родителей, учащихся. Это полномочия директора, а министерство может только дать рекомендации, как это сделать. Конечно, если в школе обучается детей больше, чем положено, если идет капитальный ремонт в соседней школе, то это делает невозможным уход с шестидневки, – констатировала Ольга Петрова.
На сегодняшний день полностью на пятидневке 350 нижегородских школ из 880. В 442 школах частичная пятидневка, охватывающая начальную школу, а также некоторые 5–7 классы.
– Освободить субботу от занятий смогли в некоторых школах и с углубленным изучением предметов. Я благодарна директорам, которые не побоялись изменить формат обучения. В 5–7 классах это смягчает переход из «началки» и позволяет детям активно заниматься в различных кружках и секциях. Надеюсь, что постепенно опыт внедрения пятидневки будет распространяться, – отметила Ольга Петрова.
Главное – стрессоустойчивость
Еще одна головная боль – это вторая смена. Школ не хватает, и без нее пока не обойтись. Из позитивного – появление федеральной программы по строительству школ. В ближайшие три года по этой программе в Нижегородской области планируется возвести 11 школ плюс еще в планах 8 школ.
Родителей волнует информация о вступительных экзаменах. Правила поступления в вузы должны появиться к 1 ноября. Министр образования обратила внимание одиннадцатиклассников и их родителей на то, что появились проекты заданий ЕГЭ – КИМов (контрольно-измерительных материалов).
– Планируется изменение структуры КИМ, включение новых моделей заданий… В связи с этим мы постараемся организовать пробное тестирование более широко. Для успешной сдачи единого госэкзамена очень важен психологический настрой и стрессоустойчивость. Те дети, которые сумели мобилизоваться, справились с заданиями хорошо. В целом баллы ЕГЭ у нижегородских ребят по всем предметам выше, чем в среднем по России. Результат нижегородцев вырос, особенно по русскому языку и литературе, за это большое спасибо учителям, которые помогли детям, проучившимся год на дистанте, наверстать упущенное, – отметила министр.
Прививка будет добровольной
Давид Мелик-Гусейнов разъяснил вопросы, связанные со здоровьем детей.
– Когда нужно приносить справку о том, что ребенок здоров?
– Если ребенок пропустил занятия не по болезни, а скажем, был на каникулах, ездил с родителями в отпуск (в том числе за границу, за исключением стран по возвращении из которых предусмотрен карантин по коронавирусу), то справка не нужна. Это зафиксировано в новом СанПиНе, который начал действовать с января этого года. Если у вас требуют справку, то это неправомерное требование, о котором можно сообщать в минздрав.
– Можно ли вернуть врачей в школы?
– Это непросто. Нужны медики, которые умеют оказывать помощь в разных ситуациях. Эти люди должны уметь оказывать первую помощь, а не только звонить в скорую... Качество практических навыков у медика, работающего в школе, где внештатные ситуации случаются редко, не самое высокое. Но мы приступили к реализации проекта по возрождению школьной медицины – ищем ресурсы, форматы, как школьному медперсоналу повышать квалификацию.
– Когда начнут вакцинировать детей от коронавируса?
– Вакцинация планируется только с 12 лет. Именно в этой возрастной категории сейчас идут клинические исследования. На сегодняшний день разрешения прививать детей еще нет. Однако уже сейчас можно сказать, что вакцинация детей будет добровольной.
Что родителей волнует
В ходе родительского собрания Ольге Петровой пришлось отвечать на самые разнообразные вопросы, в том числе и на самые острые.
– Есть ли контроль Министерства образования за качеством школьного расписания?
– Во многих школах ощущается нехватка педагогов (приходится искать совместителей, привлекать студентов старших курсов), с этим могут быть связаны сдвиги в расписании. Управление по надзору и контролю проводит обязательный мониторинг сайтов, такая системная проверка проводится без предупреждения. Если расписание не выложено, есть замечания по тому, как оно составлено, то даются рекомендации по исправлению недостатков. Устранение замечаний контролируется.
– Могут ли родители принимать участие в разработке школьного меню?
– Все мы заинтересованы в том, чтобы завтраки и обеды были вкусные и съедались детьми. В каждой школе есть родительский контроль. Совет отцов (в нашем регионе один из самых активных в стране) также курирует этот вопрос. Родители, имеющие профильное образование (технологи), могут предложить свой вариант меню. Мы готовы его утвердить в соответствующих инстанциях и внедрить в той школе, где учится ребенок данных родителей. Перед Институтом пищевых технологий сегодня также поставлена задача по составлению актуального школьного меню.
– Можно ли вернуть в учебный план такой предмет, как черчение?
– Во многих школах черчение является частью технологии, а следовательно, изучается.
– Зачем в 11-м классе детям астрономия?
– Это требование федерального образовательного стандарта. Мы понимаем, что в 11-м классе ведется активная подготовка к сдаче ЕГЭ. Но астрономия дает мультидисциплинарные знания, которые важны образованному человеку.
– Что делается по привлечению учителей в сельскую местность?
– Есть программа, предусматривающая выделение жилья для сельских учителей. Но проблема нехватки педагогов остро стоит и в городах. Больше всего не хватает в регионе преподавателей русского языка и литературы, учителей начальной школы, иностранного языка, физиков и математиков. Мы планируем открывать больше педагогических направлений подготовки в колледжах области. Стараемся использовать возможности целевого набора для подготовки кадров для сельских школ в Мининском университете, в Арзамасском филиале ННГУ имени Н.И. Лобачевского. В планах больше привлекать выпускников лингвистического университета. Мы будем приглашать их на практику в школы, чтобы те студенты иняза, которым понравится работать с детьми, потом приходили туда работать.
– Как добиться от учителя-предметника, чтобы он вовремя выкладывал домашнее задание и выставлял отметки в электронный дневник?
– Это может быть связано с отсутствием доступа к интернету. Но в большей степени это вопрос взаимодействия. Его нужно решать через классного руководителя. Если не получается, то через завуча, курирующего данную параллель. Если проблемы не решаются, обращайтесь к директору, если и это не подействует, тогда пишите к нам, в министерство образования, будем разбираться.
– Кто оплачивает охрану в школах?
– Это зависит от того, какого уровня охрана в данной школе. Если это вахтер, то затраты на оплату его работы заложены в бюджете школы, если это частное охранное предприятие (ЧОП), то оно выполняет дополнительные задачи, а это требует дополнительной оплаты.
– Когда можно будет возобновить экскурсионные поездки детей?
– Сейчас есть возможность оформить «Пушкинскую карту», которая дает право детям посещать культурные мероприятия бесплатно. В преддверии 800-летия Нижнего Новгорода открылось множество новых экскурсионных пространств, выставок. Мы продумываем, как это лучше организовать.
В ближайшее время в регион должны поступить 137 новых школьных автобусов. Это поможет существенно обновить автобусный парк. Школьные автобусы мы планируем задействовать для посещения мероприятий, доступных по пушкинской карте.
Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.