В Доме архитектора завершился очередной «Парад кукол» от «Артели нижегородских кукольников». Как всегда, вернисаж был ярок и разнообразен, и около многих фигурок приходилось задержаться, чтобы не спеша, с удовольствием рассмотреть тонкую работу и изящные детали.
Шариков – лауреат
В этот раз в составе «Парада» имелись два конкурсных проекта. «Однажды в Нижнем…» в честь 800-летия Нижнего Новгорода рассказывал о городе, людях и событиях. Более камерный «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус» был посвящен 130-летию Михаила Булгакова. В этой экспозиции предстали образы персонажей из булгаковских произведений: полуобнаженные Маргарита и Гелла, похожий на доброго Айболита профессор Преображенский и – чудо чудное – Полиграф Полиграфович Шариков в парадном своем облачении, включая «ядовито-небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой». Создала эту куклу молодой мастер из Дзержинска Анна Завялова. Она – наша собеседница.
– Анна, с чего всё началось?
– С лепки. Я начала лепить раньше, чем говорить, лепила всё, что видела. Став постарше, начала рисовать. Также много. Окончила художественную школу, получила среднее образование по специальности «руководитель изодеятельности в детском саду» и мечтала поступить в строительный университет на архитектора или дизайнера, но жизнь сложилась по-другому. Я выучилась на экономиста, работаю в НГЛУ. Ну а творчество перешло в разряд «работы для души».
И кукол любила всегда. В детстве очень долго в них играла, шила им наряды и строила дома. После окончания учебы я начала писать портреты, потом перешла на куклы и портретные куклы, и вот уже почти четыре года как осваиваю кукольное мастерство.
– Общаясь с мастерами-кукольниками, не раз слышала признание, что все куклы так или иначе похожи на своего родителя... то есть мастера. Особенно первая. Так ли это? Похож на вас Полиграф Полиграфович?
– Одна из первых моих серьезных кукол – Алиса из Страны чудес. Она действительно похожа на меня, но, скорее, настроением, чем внешними чертами. Насчет сходства со мной Шарикова затрудняюсь сказать. Возможно! Тут должно быть виднее со стороны: я сама не очень люблю собственные изображения, не чувствую, как сейчас принято, склонности к постоянному фотографированию себя…
– Как появился этот персонаж?
– Полиграф Полиграфович был создан в рамках конкурсного проекта выставки к 130-летию со дня рождения Булгакова, где занял третье место. Над идеей для конкурса долгих размышлений не было. Очень люблю «Собачье сердце», а уж Шариков из фильма еще и невероятно фактурен!
– Он долго рождался? Поиск выражения лица, эти глаза, линия рта...
– Обычно все куклы, чей образ приходит мне в голову, в процессе рождения претерпевают изменения. Но Полиграф стал самым четким и быстрым. Всего пару-тройку ночей – и он был готов.
Нечеловеческие волосы
– Откуда берется кукла? Становится ли толчком к ее появлению вдруг найденная яркая деталь, приходит ли образ во сне, или складывается, формируется в сознании художника постепенно?
– Чаще находится какая-нибудь маленькая деталька, которая западает в душу, и от нее идет постепенное раскручивание образа. Бывает, в маршрутке видишь какого-нибудь дяденьку или тетеньку с характерной внешностью, вдохновляешься… Всегда по-разному!
– Вы добились несомненных успехов в изготовлении кукол, и всё же – как близкие относятся к вашему увлечению? Не говорят что-то вроде «хватит уже заниматься ерундой»?
– Ну, мама до сих пор так относится. И муж... Периодически намекают, что, мол, не пора ли завязывать с этим и начать, наконец, заниматься какими-то нормальными делами (иронически улыбается): чтобы работа-дом, как у всех, а не ночами сидеть. Правда, когда продажа кукол приносит денежку, критика временно прекращается.
– Знаю, что пластик, волосики, глазки и прочие расходные материалы недешевы. Кстати, каков в ваших куклах процент покупных деталей?
– На девяносто процентов – ручная работа. При том что в магазинах сейчас есть всё, что только можно пожелать. Приятнее делать самой. Конечно, всё дорого, и продолжает дорожать. Приходится как-то выкручиваться, работать на старых запасах, искать подходящие подручные материалы. Волосы, например – это шерсть ангорской козы, никуда не денешься: человеческий волос для кукол слишком груб и толст. Ткани тоже нужны особые, из специфически тонких волокон и мелкого плетения, такие как винтажный шелк, бархат: обыкновенные ткани в кукольном, уменьшенном масштабе смотрятся наподобие мешковины, да и расцветки пошли какие-то дурацкие.
– Как устроено ваше рабочее место?
– Рабочее место возникает спонтанно, одновременно с возникновением идеи. Явился замысел – и всё: тут же полный хаос, семейство в мусоре, животное в обрезках ткани и козьих волосах (смеется). А потом из этого хаоса – раз! – и что-то рождается.
Надо ли знать, как «надо»?
– Как вы, обладатель диплома о художественном образовании, относитесь к мнению «истинному художнику образование может помешать в реализации своей самобытности»?
– Я с этим мнением согласна. Понимаете ли, хорошо выученная швея с большим опытом шьет правильно… и скучно. А человек, который не знает, как «надо», активно ищет выходы, и поэтому его результаты непредсказуемы, необычны, интересны.
– Что для вас в процессе создания куклы особенно интересно и приятно?
– Главный интерес – найти и воссоздать фактурного персонажа. Особенное удовольствие вызывает лепка фактурных лиц со всеми изъянами, особенностями – складками, морщинками, неровностями и прочим.
Особая история – создание сказочных и мифологических персонажей. Не имея конкретных привязок к реальности, они возникают словно сами по себе, и это приводит к непредсказуемым результатам.
Какие-то куклы создаются на одном дыхании, какие-то долго ждут своего рождения, потому что никак не приходит их время. Это тонкие материи. Сейчас у меня в разработке две куклы. Какие именно – не буду говорить. Проверено: если я о каком-то замысле расскажу, он тут же и надолго уходит на полку. Но в итоге каждая кукла, созданная мной, имеет свой характер и душу.
– В чем же главная трудность при работе над куклой?
– Для меня – остаться наедине с самой собой. Когда тебя все время отвлекают, откровенная лажа выходит: семья, работа, дела домашние, каждому чего-то надо, и сосредоточиться просто невозможно. Но когда наступает ночь и все ложатся спать, я включаю тихонько фоном любимое кино, сериальчик – и всё, ухожу в себя и не возвращаюсь до утра, спокойно разыскивая в закромах души то, что мне нужно.
Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.