До 50-60 процентов отходов, которые сейчас попадают на свалку, можно переработать, отмечают экологи. Что этому мешает, рассказала корреспонденту «НН» руководитель движения по сбору вторичного сырья «Раздельно» и общественной организации «Изменим мир» Анастасия Плужникова.
От ответственности уходят
– Анастасия, вы уже больше пяти лет занимаетесь организацией акций по сбору вторичного сырья. Но согласитесь, что только ваши акции не могут сделать регион чистым. А у населения нет стимула разделять отходы: они все равно сваливают их в один контейнер независимо от вида. И только на мусоросортировочном комплексе из общей массы извлекают то, что можно сдать на переработку. Все остальное, а это очень большая часть, отправляют на полигон. Есть у экологов видение, как изменить ситуацию?
– В переменах, в первую очередь, заинтересованы компании, которые занимаются переработкой, поскольку они недополучают качественное сырье. А то, что есть, по сути, выбрасывается. Но все, что касается законодательства, – это долгая история. Например, лига переработчиков макулатуры направила открытое письмо председателю правительства России Михаилу Мишустину. Они хотят, чтобы ввели расширенную ответственность производителя, по которой он обязан был бы утилизировать свои товары или организовать систему сбора или переработки. Но крупные компании этому препятствуют. С одной стороны, они, конечно, поддерживают идею возврата им отслуживших свой век товаров, а с другой, – им это невыгодно, потому что придется дополнительно тратиться на маркетинг и рекламу. Дешевле производить из первичного пластика, а не вкладываться во вторичку.
– Решается ли проблема с медицинскими отходами, которые нельзя выкидывать в мусорные баки? В период пандемии это особенно актуально.
– Медицинские отходы находятся в ведомстве министерства здравоохранения. Там ими никто не занимается, так как на первом месте – здравоохранение. Со строительными отходами пока аналогичная ситуация, хотя они и считаются опасными. Для них должны быть специальные полигоны. В Нижегородской области такие есть, но не каждый перевозчик туда доезжает, пользуясь пробелом в законодательстве.
Что касается основного раздельного сбора, то есть приемные пункты, которые принимают основные фракции отходов. Но проблема даже не в раздельном сборе, а в большом количестве упаковки, которая не перерабатывается. Мы очень надеемся, что ее просто запретят. Подвижки в данном направлении уже есть. Необходимо, чтобы упаковка была более унифицирована. Разные виды пластика, разная технология переработки – в этом вся сложность.
Выгода определяет интерес
– Около многоэтажек очень мало контейнеров, предусмотренных для сбора отдельных фракций отходов. Решаема ли эта проблема?
– Сами региональные операторы эту проблему хотя и считают актуальной, но решать не спешат, так как пригодные для переработки отходы не окупают их затраты. Мы сделали ставку на население, которое сдает вторсырье в экопункты, «Исток» же рассчитывает на перерабатывающие компании, и те в первую очередь должны быть заинтересованы в установке специальных контейнеров для раздельного сбора мусора.
– Кто перерабатывает сданное нижегородцами вторсырье, каковым по сути являются отдельные виды отходов?
– Часть переработчиков, естественно, нижегородские. Сложные фракции из-за многообразия упаковок отправляем в другие регионы. Один вид упаковки быстро и качественно собрать в одном месте сложно.
– Человеку, который хочет присоединиться к раздельному сбору отходов, необходимо дома собирать четыре вида фракций?
– Можно сначала одну-две. Потом дойти до четырех. В этом случае люди начинают понимать, сколько у нас неперерабатываемой упаковки, и присоединяются к движению, стараясь меньше выбирать упаковку в магазинах, которую невозможно сдать для переработки.
– Что конкретно нижегородцы должны собирать раздельно?
– Стекло, бумагу, но только чистую, металл, пластик. Но в пластике основное – пэт-бутылки из-под лимонадов и флаконы из-под химических, моющих, косметических средств...
– Что делать, если человек хочет собирать раздельно, но около дома желтого контейнера нет, а до пунктов сдачи ему далеко ехать или тяжело нести?
– Это вопрос сознательности человека и экологического просвещения, а также организации раздельного сбора мусора.
– Планируется ли ставить больше контейнеров около домов?
– Это зависит от региональных операторов, а у них, по-моему, такого желания нет. Они на этом не зарабатывают. Зарабатывают вывозом, а не отбором вторичного сырья, потому что оно плохого качества. Средства в информирование населения региональный оператор тоже не вкладывает. Хотя очевидо, что у нас другого выхода нет, если мы серьезно настроены решать экологические проблемы, обозначенные, кстати, в нацпроектах.
Кстати
На одной из лекций на прошедшем недвано в парке «Швейцария» фестивале «Ботаника» организатор экологического движения «Раздельный сбор», сооснователь проекта «Собиратор» Валерия Коростелева рассказала, что пищевые отходы нельзя отправлять на помойку, поскольку из-за отсутствия воздуха в «пироге» свалки они разлагаются очень долго. Попав вместе с другим мусором на полигон, органика начинает выделять опасный парниковый газ, который постоянно горит.
Чтобы подобного не происходило, лучше купить измельчитель для пищевых отходов – диспоузер. Через него пропускать остатки пищи и очистки. Диспоузер одной стороной устанавливается к сливному отверстию в мойке, а другой подключается к отводу в канализацию. Поэтому все, что выйдет измельченным, уйдет в сливную трубу.
Комментарий
По словам министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области Дениса Егорова, наша область – один из тех регионов, которые гладко прошли мероприятия по переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. С начала действия реформы за счёт средств областного бюджета приобретено более семи тысяч контейнеров для сбора смешанных отходов, 2,5 тысячи – для раздельного накопления отходов, обустроено три тысячи 600 контейнерных площадок.
– Ситуация с вывозом твердых коммунальных отходов стабилизируется, – отметил министр. – Конечно, бывают единичные случаи переполнения контейнерных площадок, но мы активно занимаемся этим вопросом, в ежедневном режиме отслеживаем и обеспечиваем вывоз отсортированных отходов. Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным поставлены перед всеми субъектами амбициозные задачи. К 2030 году они должны обеспечить сортировку 100 процентов отходов и обеспечить переработку их 50 процентов.
– Для того чтобы достичь такого большого показателя, в регионе надо провести модернизацию существующих полигонов, построить ещё два новых. Мы в территориальной схеме по обращению твердых коммунальных отходов предусмотрели мероприятия по увеличению их сортировки и переработки. Сейчас ведем активную работу с инвесторами и организациями, которые эксплуатируют действующие полигоны, чтобы они разрабатывали инвестиционные программы и предусмотрели создание таких объектов. Наши успехи высоко оцениваются и на федеральном уровне. На последней правительственной комиссии под руководством вице-премьера Виктории Валерьевны Абрамченко Нижегородская область была отмечена в числе пяти лучших регионов, где успешно реализуются мероприятия по новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами. Активно ведется инвестиционная деятельность. Показательно, что Нижегородская область названа в числе регионов, в которых нет рисков недостижения показателей, названных президентом.
Беседовала Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.