Как защитить зрение школьников от вредного влияния гаджетов

Как защитить зрение школьников от вредного влияния гаджетов

Современные люди уже не представляют свою жизнь без умных устройств – планшетов, смартфонов. Дети берут пример со взрослых и также часами «залипают» в телефонах. С началом учебного года нагрузка на глаза детей-школьников возрастает многократно. Управление Роспотребнадзора просит родителей обратить внимание на эту проблему – ограничивать использование электронных устройств.

Потеря диоптрий

По данным гигиенических исследований, от 30 до 50% школьников приобретают близорукость еще до окончания школы и в дальнейшем вынуждены носить очки в течение всей жизни.

В эпоху цифровых технологий, связанных с обучением, работой и досугом, существенно повышается нагрузка на органы зрения как в школе, так и за её пределами. Последствия высокой нагрузки – жалобы на покраснение и сухость глаз, расплывчатость и нечеткость картинки при взгляде вдаль. Ухудшение зрения  также отдается  болями в шее, плечевом поясе, головной болью. 

– Появление этих симптомов у детей должно насторожить родителей и быть основанием для обращения за медицинской консультацией к врачу, – обращают внимание родителей в Роспотребнад­зоре. 

Впрочем, ребенок может и не осознавать, что у него садится зрение, ведь это, как правило, происходит постепенно. Именно поэтому рекомендуется школьникам регулярно (1–2 раза в год) посещать врача-офтальмолога.

– Чтобы уменьшить влияние техники на зрение человека, стоит следовать правилу 

30–60–300. Экран смартфона должен располагаться на расстоянии 30 см от глаз, ноутбука – 60 см, а телевизора  не ближе  300 см, – рекомендует детский офтальмолог и офтальмохирург, доктор медицинских наук профессор Игорь Азнаурян.

Наши органы зрения изначально приспособлены для того, чтобы смотреть вдаль. При частой и длительной работе вблизи – чтении, письме, игре в гаджетах – цилиарная мышца, расположенная вокруг хрусталика, постоянно напрягается и увеличивает его кривизну, а при взгляде на дальние расстояния расслабляется. Это называется аккомодацией, именно благодаря ей мы способны хорошо видеть на разном удалении от предметов. Но при долгой работе с текстами или длительном времяпрепровождении с гаджетами цилиарная мышца находится в перманентном напряжении, из-за чего в итоге происходит спазм аккомодации, называемый также «ложной близорукостью».

Ложная становится истинной

Эта «ложная миопия» опасна тем, что часто является пусковым механизмом к развитию близорукости истинной. При этом распознать ее бывает непросто: ребенок в силу возраста не придает значения незначительным изменениям в зрительном восприятии. Например, при чтении или письме у него могут слегка раздвоиться буквы на доске. Затем зрение приходит в норму, и он просто забывает об этом. В дальнейшем спазм может длиться дольше по времени, даже до нескольких дней, а это вызывает устойчивое снижение зрения при взгляде вдаль.

Современные офтальмологи констатируют, что эффективных инструментов для противостояния близорукости до сих пор нет.

Удержать диоптрии помогает аппаратное лечение. Как правило, его назначают в дополнение к коррекции зрения и методикам по замедлению прогрессирования близорукости. Основные его цели – нормализация тонуса мышц глаза и восстановление неврологических показателей зрительной системы. При этом применяются электростимуляция, лазерное воздействие, вакуумный массаж. В наиболее серьезных случаях бороться с плохим зрением можно только хирургическими методами, таким как:

• лазерная коррекция, в этом случае выравнивается роговица, в итоге лучи света преломляются должным образом и попадают именно на сетчатку;

• склеропластика, она состоит в инъекциях, которые делают внутрь глаза, при этом используется особый гель на синтетической основе. В результате возрастает длина глазного яблока. Эта процедура практикуется, если близорукость прогрессирует со значительной скоростью;

• кератомия, эта процедура предусматривает выполнение маленьких надрезов несквозного характера по краям роговицы, в итоге она делается более плотной, поэтому ее преломляющая сила уменьшается.

Проснулся – и все видишь

Также для коррекции и профилактики развития близорукости можно попробовать ночные ортокератологические линзы.

Ортокератология – един­­ственный на сегодня неинвазивный метод, который позволяет замедлить, а в ряде случаев остановить прогрессирование близорукости. Эффективность его подтвердил Московский НИИ глазных болезней им. Гельм­гольца. Специалисты пришли к выводу, что длительное ношение данных линз может замедлить рост передне-задней оси глаза, то есть прогрессирования близорукости. 

Как же работают ортокератологические линзы? У людей со стопроцентным зрением изображение фокусируется на сетчатке, а у близоруких – перед ней. Но если оптическая система глаза нарушена, то она не может правильно преломить световые лучи. Ночные линзы для зрения благодаря своей жесткости исправляют форму роговицы. Изменение ее кривизны помогает проецировать изображения прямо на сетчатку. В первые дни линзы ночного ношения восстанавливают зрение до 75%, после двух недель – до 100%.

Но надеяться, что благодаря ночным линзам можно вылечить миопию, не стоит. Ночные ортокератологические линзы оказывают воздействие только на самый поверхностный слой роговицы, не подвергая воздействию более глубокие слои глаза. В связи с чем действие линз обратимо – действуют линзы ровно столько, сколько человек их носит.

Профилактика имеет значение

Для сохранения зрения важно правильно оборудовать рабочее место ученика. Должен быть удобный стол и стул по росту ребенка, обязательно левостороннее освещение, а расстояние от монитора до глаз рекомендуется не менее 70 см, от рабочей поверхности книги, тетрадки – не менее 25 см.

Профилактической мерой может стать ежедневное выполнение гимнастики для глаз. Она препятствует дальнейшему развитию заболевания. В первую очередь достигается это за счет расслабления глазных мышц.

При использовании электронных образовательных устройств (доски, проекторы) с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5–7 лет – 5–7 минут, для учащихся 1–4 классов – 10 минут, для 5–9 классов – 15 минут.

Кстати

Суммарная ежедневная продолжительность использования электронных устройств в школе и дома не должна превышать:

– для интерактивной доски – для 1–3 классов – 80 минут, для 4 класса – 90 минут, для 5–9 классов – 100 минут, для 10–11 классов – 120 минут;

– для интерактивной панели – для 1–3 классов – 30 минут, для 4 класса – 45 минут, для 5–6 классов – 80 минут, а для 7–11 классов – 100 минут;

– для персонального компьютера и ноутбука – для 1–2 классов – 40 минут в школе и 80 минут дома, для 3–4 классов – 50 минут в школе и 90 минут дома, для 5–9 классов – 60 минут в школе и 120 минут дома,  для 10–11 классов – 70 минут в школе и 170 минут дома;

– для планшета – для 1–2 классов – 30 минут в школе и 80 минут дома, для 3–4 классов – 45 минут в школе и 90 минут дома, для 5–9 классов – 60 минут в школе и 120 минут дома,  для 10–11 классов – 80 минут в школе и 150 минут дома.

Важно! Занятия с использованием электронных устройств в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

Актуальный вопрос

Можно ли ограничить использование детьми телефонов на переменах? Этот вопрос был задан на большом родительском собрании региональному министру образования, науки и молодежной политики Ольге Петровой. 

– Это действительно проблема, и мои дети все время в гаджетах, – также подтвердил актуальность этого вопроса замгубернатора Давид Мелик-Гусейнов…

По словам Ольги Викторовны, в некоторых школах в классах заведены специальные коробки, куда дети складывают свои телефоны на время учебы. Есть образовательные учреждения, где даже висят специальные знаки – «Пространство, свободное от смартфонов». 

– Однако никаких жестких ограничений по использованию смартфонов в школе министерство образования ввести не может. Все зависит от учителей, договоренности с родителями, родительскими комитетами, – прокомментировала министр образования.

Цифры

36 995 детей имеют проблемы со зрением в Нижегородской области по состоянию на 2020 год, по данным регионального министерства здравоохранения. По статистике, болезни глаз у детей на 2018 год от общего числа детских заболеваний составляли 10,2%; на 2019 год – 5,6%; на 2020 год – 9,69%.

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате