Нижегородский театр «Вера» открыл новый театральный сезон 10 сентября премьерным спектаклем, поставленным по пьесе М. Горького «Последние». Посмотрев сдачу спектакля, мы готовы рассказать, что нас ждет во второй версии постановки режиссера Александра Ряписова.
Внимательные зрители театра наверняка заметили в афише небольшое уточнение в названии спектакля – «Последние-2021». Год выпуска указан неспроста, тем самым создатели премьеры подчеркивают, для театралов, что это – не прямое перенесение постановки из стен Литературного музея имени М. Горького, а самостоятельное авторское прочтение. Поклонникам спектакля, а их три года назад было немало, стоит приготовиться удивляться – от прежней версии остались лишь актеры – исполнители ролей взрослых представителей семьи Коломийцевых да обеденный стол и стулья. А сама интрига с отцовством дочери Любы и кульминация произведения, казалось, отошли на второй план.
Постановка первой версии в музее была мерой вынужденной, пока здание «Веры» находилось в затянувшемся ремонте. Но с возвращением труппы в родной театр, на долгую реконструкцию закрылся дом Бурмистровой. И лишь спустя несколько лет было принято решение о восстановлении «Последних». Режиссер Александр Ряписов, не повторяя пройденное, а создав «ремейк» своего же спектакля, представил ностальгические «Сны о старом доме», теперь уже с новым составом детей семейства. За прошедшее время театр пополнился молодыми актерами, и с их участием постановка обрела иные смыслы.
Сценические возможности театра позволили дополнить спектакль анимированной проекцией, сделать свет и музыкальное сопровождение более органичным и разнообразным. Главной темой постановки стала ми-минорная прелюдия Шопена – созвучная времени года, с оттенком осенней грусти. Недаром одно из концептуальных определений спектакля также изящно музыкально – «арпеджио в двух действиях» (то есть поочередное исполнение звуков), где каждый персонаж развивается самостоятельно, но все они вместе дополняют повествование.
Актеры спектакля вначале из наших современников перевоплощаются в героев «Последних», проживая вместе с ними и зрителями историю нескольких дней некогда большой семьи. Затем в финале, когда от былого величия останется лишь пепелище (намек и на недавние события, произошедшие в музее, и на развал Российской Империи), они вернутся в действительность.
Пьеса по-горьковски лишена счастливой развязки – вынутые «скелеты из шкафов» не спрятать обратно. Поэтому и спектакль в нынешнем варианте, как и в известном изречении: «История повторяется дважды: сначала в виде трагедии, потом в виде фарса», – не мог остаться прежним. Теперь образ отца Коломийцева (в исполнении актера Вадима Пьянова), изображающего самоуверенного фигляра (в молодости, участника любительских постановок) – ныне разжалованного полицейского, подчас, решен в гротесковом ключе. Напомним, одна из версий названия произведения – «Отец» (антагонист «Матери» Горького), а в основу сюжета легли события 1905 года.
Спектакль наполнен режиссерскими «загадками», которые предстоит разгадать зрителю. Главная из них – госпожа Соколова (актриса Александра Трушкина) – мать обвиненного в покушении на Коломийцева молодого человека. Странные видения и ее реальные визиты перемешались, как в странном сновидении: то она предстает в образе убийцы, то с христианскими отсылками – приходит сама на плаху. В драматургическом противостоянии матери и отца – побеждает Иван, но не в историческом контексте.
Создалось впечатление, что в этой постановке руководствовались принципом «не походить на предшественника». Текст первоисточника был сокращен и прерывался резким звуком короткого замыкания и высокого напряжения в проводке. Символ ли это внутреннего накала страстей, до которого спектаклю еще предстоит дорасти, или отсылка на озвученную причину пожара в музее, – решит каждый для себя сам. Финал «Последних» – не точка, а многоточие.
Следующий показ спектакля состоится 30 октября. Начало в 18.00. 16+
Ольга Плаксунова.