Прежде думай о Родине… Эти слова из песни как нельзя лучше характеризуют учителя Галину Викторовну Волкову, педагога по призванию, по жизни, по судьбе.
Стала заводилой
Родилась она зимой 1933-го, за восемь лет до войны. И когда грянула Великая Отечественная, Галя Грязнова уже была активной, прилежной ученицей, хорошо понимавшей, что такое быть ответственной за себя и за страну. Отец ее, офицер Красной армии, коммунист, командир батареи, служил на западных рубежах страны. Семья была с ним.
Жене и дочке, как только началась война, удалось спешно эвакуироваться. В чем были погрузились в вагон и отправились в город Горький, на Волгу.
Здесь Галя прилежно училась в школе и быстро стала заводилой в компании сверстников своего двора. Как многие ребята, ходила в кружки Дворца пионеров имени Валерия Чкалова. Дети устраивали концерты для раненых, которые лежали в госпиталях, разместившихся в школах. Больные, изувеченные войной бойцы радостно встречали детей. Галин папа погиб, защищая Родину, и это не сломило, а еще более вдохновляло ее на те добрые и важные дела, которые она организовывала вместе со своими сверстниками в помощь фронту.
Сибирь проверила на прочность
По окончании школы вопрос о выборе профессии для нее был решен однозначно: нужно поступать в педагогический, на филфак.
Кончилась война, закончилась учеба в институте, и Галя Грязнова поехала работать учителем в сибирскую глубинку, в вечернюю школу рабочей молодежи, учителем русского языка и литературы. Было нелегко совсем молоденькой девушке учить уму-разуму ребят, возрастом старше нее. Но справилась. Отработав положенные три года, вернулась в Горький, ставший ей родным. Здесь жила ее мама, инженер по образованию, партийный работник по призванию. Здесь Галина встретила дорогого и любимого Николая Волкова – будущего мужа и отца сына Игоря.
В Горьком продолжилась ее учительская судьба, сначала в 173-й школе, потом – в 122-й.
Здесь Галина Викторовна познакомилась с выдающимся педагогом Симой Марковной Нейман. Учителем учителей. Таким же неугомонной души человеком, завучем школы. Не удивительно, что директором школы-новостройки в Щербинках стала Сима Марковна, а организатором внеклассной и внешкольной работы – Галина Викторовна.
Школа-дворец
– Волею судеб и я оказалась в числе учителей новой школы №174 основания 1968 года, со времени ее существования, – рассказывает педагог Вера Ивановна Хролович. – Наша школа сразу приняла 2000 новых учеников с 1-го по 9-й класс. В каждой параллели в первые годы было по 6-8 классов с наполняемостью
44–45 человек. Четырехэтажный, красного кирпича главный корпус школы с большими окнами и паркетными полами с мастерскими и зимним садом, воспринимался как настоящий дворец. Благодаря умному руководству, огромному трудолюбию, умелым организаторским способностям и педагогическому таланту всего коллектива, в который влилась педагог Волкова, наша школа в 1972-м получила звание «школы образцового состояния». Тогда это было весьма почетно.
Какими были учителя в то время? И такими же, как сегодня, и другими. Ненормированный рабочий день, непосредственное участие во всех начинаниях и делах школы, непререкаемый авторитет перед учениками и родителями, которого нужно было добиться педагогу. Не случайно выпускники этой школы, побывав по долгу службы в «горячих точках», после возвращения из армии шли к Галине Викторовне, как к лучшему другу и наставнику, рассказать об испытаниях, что пришлось им пережить. Дите войны, она понимала и патриотический порыв, и трудности, которые пришлось испытать ее «школьным детям».
А в школе тогда патриотическое воспитание было на высоте. Была военная игра «Зарница», в которую с увлечением вливались ребята, смотры строя и песни, клуб интернациональной дружбы, выставки технического творчества, конкурсы… Школьные команды в своем районе всегда были лучшими. Галина Викторовна стремилась разнообразить жизнь школьников чем-то особенным.
Вспоминаются литературные концерты Александра Познанского, тоже выросшего в годы Великой Отечественной. То, как общался с ребятами, как читал стихи Александр Давидович, что им рассказывал о своем военном детстве, помогало воспитывать культуру ребятам городской окраины.
А каким там было трудовое воспитание! Старшеклассники с учителями выезжали в июне в Усть-Лабинский район Ставропольского края на уборку ягод – клубники, черешни. Такой своеобразный лагерь труда и отдыха, в котором ребята и отдыхали, набирались витаминов и зарабатывали свои первые деньги под добрым контролем своих наставников. Только потом в Приокском районе был создан подобный лагерь на базе совхоза «Кудьма» для учащихся всех школ.
Вахта памяти
Первыми в городе ребята этой школы получили право нести вахту памяти у Вечного огня в Нижегородском кремле.
– А Галина Викторовна, несмотря на достижения, не довольствовалась полученными в молодости знаниями, – продолжает рассказ Вера Ивановна. – Она непрерывно училась разными способами, много и вдумчиво читала. Ни один год мы посещали с ней в свободное время музыкальные вечера, бывали в картинной галерее, в Доме ученых на лекциях и вечерах.
Совершенно непритязательный в быту человек, она могла позволить себе крупные расходы на поездку в Индию и на покупку замечательных книг в богатую личную библиотеку.
– Нет, не была она пай-девочкой, вспоминают коллеги, могла и крепкое словцо в сердцах сказануть, и настоять на своем, если ее что-то не устраивало и противоречило ее педагогическому кредо. Но ее любили и ребята, и учителя, такую, какая есть – добрую, принципиальную, честную, всем сердцем любящую школу и учеников.
Сердце учителя, преданного детям до конца жизни, остановилось жарким летом этого года. Но все мы накануне профессионального праздника – Дня учителя, не можем не вспомнить о человеке, который посвятил свою жизнь воспитанию нескольких поколений нижегородцев.
Вера Котельникова, Ника Перова. Фото из архива В.И. Хролович.