Путь к технологическому лидерству начинается со школы

Путь к технологическому лидерству начинается со школы

Мининский университет стал местом проведения форума «Учитель и наука. Практики, компетенции, достижения». На одной площадке собрались представители образования и эксперты из 29 российских регионов. Основной задачей панельной дискуссии стало обсуждение проблемы вовлечения молодежи в науку, а также подготовка учителей-исследователей, которые вдохновляли бы старшеклассников на этот путь.

Учитель-навигатор

– Сегодня идет борьба не за ресурсы, а за то, кто быстрее преобразует знания в эффективные технологии. В России есть технологическое отставание и нужно делать многое для его преодоления. Наш ресурс – люди, которые, несмотря на все сложности, умеют добиваться успеха, поэтому очень важно помочь молодежи сделать правильный выбор, – отметил президент Российской академии наук Александр Сергеев.

Сергей Михайлович рассказал, что он сам пошел в науку под влиянием учителя физики. Он учился в Нижнем Новгороде в гимназии №1 с немецким уклоном.

Как должна выглядеть оптимальная модель, которая ориентировала бы ребят в науку, в исследования и обеспечивала подготовку научно-технологической элиты, работала на создание класса ученых-инженеров, которые составили бы основу нашей экономики в ближайшее время?

– На сегодня ясно одно, что главное место в этой модели должен занять учитель, так как именно педагог, близкий по духу ребенку, оказывает главное влияние на выбор траектории ребенка. Создание такой модели связано с проблемой подготовки педагогических кадров, необходимостью повышать престиж данной профессии. В связи с этим подготовка профессиональных кадров для школ должна стать одной из определяющих сфер развития общества. Необходимо, чтобы все заинтересованные министерства и ведомства сформулировали общее видение, как подготовить, профессионально ориентировать и помочь реализоваться молодым специалистам, – обозначил задачу президент Российской академии наук.

Наставники из вузов

В какой мере сам учитель должен быть исследователем, ученым-профессионалом в своей области, этот вопрос также дискутировался.

– Надо более активно погружать в науку наших учителей, развивать у них компетенции, связанные с исследовательской, проектной деятельностью. Две категории ученых сегодня приходят в школы: первая – это представители вузовской среды, которые по зову сердца работают со школьниками, и вторая категория – учителя-практики, которые преподают в школе и занимаются наукой – защищают кандидатские и докторские диссертации. Таких педагогов не так много, но они особенно нуждаются в поддержке. Поэтому учреждение премии «Исток» имени академика Игоря Васильевича Петрянова-Соколова лучшим учителям биологии, физики и химии – это очень важно, – отметил доктор психологических наук, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Басюк.

Ректор ННГУ имени Н.И. Лобачевского Елена Загайнова выступила с идеей создания совместно с Нижегородским государственным педагогическим университетом имени Козьмы Минина сетевой образовательной программы, направленной на подготовку учителей-исследователей:

– В вузах есть понимание того, что нам нужно принимать активное участие в подготовке таких учителей, и мы протягиваем руку Мининскому университету, чтобы совместными усилиями создать такую сетевую образовательную программу, которая позволила бы заинтересованным педагогам – физикам, математикам и другим – овладеть исследовательскими навыками и прийти в школу к ребятам учителями-исследователями, – отметила Елена Вадимовна.

– Вопрос подготовки не просто учителя, а учителя-исследователя, способного заниматься разработками и вовлекать в науку свое окружение – очень важен, отметил и. о. ректора Мининского университета Виктор Сдобняков.

– Один из инструментов в достижении этой цели – непрерывное педагогическое образование. Мы пытаемся сломать сложившуюся систему, когда в педагогические вузы приходят не самые сильные абитуриенты и опять же не самые сильные выпускники идут в школы. Ребята, поступающие в педвузы, должны получать лучшее образование! Этого мы хотим добиться, работая «в связке» с ННГУ и институтами РАН. НГПУ заключил соглашение с институтом прикладной физики РАН и институтом металлоорганической химии им. Г.А. Разуваева РАН. Также важно привлечение бизнеса, крупных корпораций, таких как Росатом, – считает Виктор Сдобняков.

Когда-то молодые люди хотели быть экономистами и юристами, сегодня молодежь мечтает о карьере блогера. Важно менять отношение детей к тому, что их окружает, считают участники форума.

Поколение «цифры»

– Современные дети – другие, они обладают цифровым мышлением. Первая игрушка сегодняшних малышей – мамин телефон. У учителя появляется очень важная посредническая функция между открытым миром и ребенком. Его задача – научить школьника правильно ориентироваться в потоке информации. Нужен научный подход, чтобы помочь ориентироваться в современном мире и учителю, и ребенку, только тогда школа станет опережающей системой. Изменение самой философии образования – это вызов, который стоит перед современной школой, – убежден представитель МГУ Виктор Басюк.

Произошла смена технических укладов и форм передачи знаний. Поколения сегодня разделены теми инновациями, которые дает прогресс. Раньше учителя опирались на свой опыт. Сегодня молодое поколение более оснащено знаниями и лучше владеет современными технологиями, чем учителя. 

– Это создает барьеры и влияет на престиж профессии. Этот барьер есть, его нужно преодолевать более тесным взаимодействием с молодежью. В глазах школьников учителя и ученые несовременны. Педагоги перестают быть маяками, примерами для подражания. Слово учителя уже не звучит так весомо, и это происходит во всем мире, – констатирует Александр Сергеев. – Нужно рушить барьеры. И, возможно, должны  быть какие-то цепочки передачи знаний, когда к школьникам приходят студенты вузов либо молодые ученые (аспиранты, магистранты), которые только недавно сами окончили школу и поэтому будут более понятны современным детям.

– Шестнадцать лет назад мы начали работать со школами, так как тогда молодежь не шла в инженеры. В той ситуации не имело смысла работать с вузами. Это означало выбирать из худших, а нам нужны лучшие! Тогда-то и были открыты школы Росатома. Время подтвердило, что это был правильный шаг. Сейчас мы тоже наблюдаем не очень хорошую тенденцию – интерес к физике снижается, баллы ЕГЭ стали ниже, и для нас это крайне тревожный звонок. В школах Росатома налажено очень тесное взаимодействие с педагогами. Обсуждаются и методики, и даже инфраструктура школ, так как атмосфера очень важна. Мы активно приглашаем учителей к себе на стажировки, так как понимаем, что нам, как бизнес-партнеру, важно развивать систему образования страны в целом, – подчеркнула заместитель генерального директора Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» по персоналу Татьяна Терентьева.

По ее словам, важно, чтобы выпускники оставались и работали в закрытых городах, которых по стране насчитывается 26. Практика показывает, если молодой человек уезжает оттуда, то он уже не возвращается. Недавно был открыт филиал МГУ в Сарове,  что должно способствовать развитию фундаментального образования. 

– Мы надеемся, что Национальный центр физики и математики в Сарове также будет точкой притяжения молодых. Важно формировать профессиональное сообщество в социальных сетях, и это поможет и обмениваться опытом, и быть ближе к молодежи. Задача учителя – уметь учиться. Но именно учитель – тот навигатор, который помогает ребенку раскрыть его потенциал. Важно детям давать пробовать новые профессии. В этом могут помочь технопарки, кванториумы, кружковое движение. Чем раньше ребенок поймет, какая область ему интересна, тем быстрее он начнет двигаться в нужном ему направлении, – уверена Татьяна Терентьева.

По мнению министра образования Нижегородской области Ольги Петровой, для вовлечения детей в науку важно сотрудничество школ с институтами РАН.

– Когда дети участвуют в престижных форумах, выступают перед настоящими учеными, преподавателями вузов – это мотивирует. Модель наставничества и кураторства школьников – тоже очень действенна. Путь к технологическому лидерству начинается со школы. Без мотивированного педагогического сообщества невозможно поступательное развитие любого региона и государства. Для решения проблемы нехватки учительских кадров на базе Мининского университета создан региональный педагогический кластер. В его составе: губернский колледж и 29 психолого-педагогических классов, которые в настоящее время открываются в школах региона, – сообщила Ольга Петрова.

Цитата

«Наука и образование должны своевременно отвечать на современные вызовы. В 90-х годах прошлого века физики стали очень активно работать с медиками и стало ясно, что обнаружение раковых опухолей у пациента – задача более важная, чем задача по обнаружению подводной лодки на глубине океана. При этом стоит отметить – обе эти проблемы решаются одними и теми же людьми.

Президент РАН Александр Сергеев. 

Александра Махлина. Фото автора.

Следите за нашими новостями в удобном формате