В настоящее время, по словам директора департамента аналитических бизнес-решений hh.ru Натальи Даниной, наблюдается бурный рост вакансий. Так, спрос на сотрудников в этом году вырос по России на 50 процентов, в Нижегородской области – на 55 процентов. При этом соискатели не спешат откликаться.
В условиях конкуренции
Если в прошлом году на одну вакансию приходилось шесть резюме, то в этом – четыре. А в нашем регионе интерес проявляют не более трех человек.
– Это привело к конкуренции за людей, – говорит Наталья Данина. – Люди не готовы соглашаться на любую работу.
Причин такого дисбаланса, по словам эксперта, несколько. Во-первых, во время пандемии россияне сделали переоценку ценностей. Было время подумать, что они хотят от жизни, в том числе от работы. Во-
вторых, сказалось сокращение миграционного потока, меньше стало тех, кто приезжает на заработки из-за рубежа. Кроме того, в последнее время увеличилась убыль населения, а молодежи, которая бы влилась в рабочий процесс, не хватает.
– Самая привлекательная для работодателя категория населения в возрасте 20-24 года сократилась почти в два раза, – отмечает эксперт. – Если в 2010 году таких было 12 млн человек, то в 2020 году – чуть меньше семи миллионов.
Между тем, несмотря на конкуренцию, работодатели высоких зарплат не предлагают. Так, средняя зарплата по Москве – 70 тысяч рублей, по России – 50 тысяч рублей, по Нижнему Новгороду – 40 тысяч рублей.
Однако, по мнению проректора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Сергея Рощина, зарплатная гонка еще впереди.
– Молодые когорты сокращаются стремительно, – соглашается он. – И не все они остаются в Нижегородской области, она проигрывает в соревновании. Происходит быстрое технологическое обновление. Кроме того, возникла когорта предпенсионеров, где самая массовая профессия – водитель. А их переподготовить под цифровые технологии невозможно.
Как отмечает Наталья Данина, сейчас возникла ситуация, когда работы на рынке много, но люди не хотят менять одну на другую. По словам заместителя губернатора Нижегородской области Андрея Бетина, есть ограниченный ресурс, и все работодатели за него борются.
Не хотят учиться?..
Как заметил Андрей Бетин, считается, если человеку за 50 лет, он уже немолодой. Но, по данным мировой статистики, к 2050 году 30 процентов работников будут старше 70 лет. И нужно ориентироваться на эту тенденцию.
Представитель Томского госуниверситета, сертифицированный профессионал по управлению проектами Татьяна Григорьева на круглом столе «Рынок труда: новая реальность», который состоялся на II Международном HR-Саммите в Нижнем Новгороде, рассказала, что на реализацию в России проекта «Содействие занятости», который входит в нацпроект «Демография», только в этом году выделено более 10 млрд рублей.
– Цель проекта – повышение квалификации, приобретение новых знаний и навыков, – сообщила она. – Бесплатно это могут сделать люди, находящиеся под риском увольнения, безработные, предпенсионеры, люди старше 50 лет и молодые женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.
По ее словам, чтобы пройти переподготовку, надо зарегистрироваться на сайте «Работа в России», предоставить подтверждающие документы, что человек относится к одной из вышеназванных категорий. Обучение проходит как в онлайн, так и офлайн-форматах.
То, что некоторые россияне, даже в условиях нехватки кадров не могут найти работу, эксперты видят проблему в психологии самих безработных, которые не хотят учиться. По словам генерального директора АНО «Цифровые платформы» Арсения Щельцина, советская действительность приучила россиян к тому, что им все даст государство. Между тем, сейчас нужно самостоятельно «прокачивать» недостающие качества и компетенции. Также эксперты призвали искать востребованные «ниши» и не бояться менять профессию. Причем это касается и IТ-специалистов, умения которых могут пригодиться в других отраслях экономики.
Постковидные обострения
В этом году в России наблюдается неутешительная тенденция под названием «Великое увольнение», она зародилась в прошлом году в США, потом пришла в Европу. А во второй половине 2021 года наблюдается и в России.
– Сотрудники уходят в никуда, – рассказал директор академии КПМГ Александр Евдокименко. – Во время пандемии, когда задачи усложнились, но не уменьшились, произошло психологическое выгорание. В 2020 году люди боялись увольняться, а когда ситуация стала стабилизироваться, написали заявление об уходе. Рабочие места остались пустовать.
Еще одна тенденция, которую подстегнула пандемия – это подработки. Большинство сотрудников стали получать дополнительные профессии, так как начали меняться навыки. Возник вопрос справедливости зарплаты.
– В Москве она больше, а уровень компетенций такой же, как, например, в Нижнем Новгороде, – заметил выступающий. – Но зарплаты разнятся. И эта тема становится все более острой. Мы видим, как эти тенденции начинают отражаться на регионах: есть недовольство, вызванное зарплатой, снижается мотивация и вовлеченность в работу. Происходят изменения во взаимоотношениях между работодателем и сотрудником.
Как считает эксперт, следующий год будет еще более сложным. Между тем, как заметил заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Бетин, задача государства – создать условия, чтобы трудиться было комфортно в любом уголке страны. И в нашем регионе много для этого делается. Например, Корпоративный университет правительства Нижегородской области совместно с президентской платформой «Россия – страна возможностей» создали Центр компетенций, где студентам помогают понять, каких навыков им не хватает для успешного трудоустройства, и подобрать нужное обучение для их восполнения.
– Одна из важнейших тем – трудоустройство молодых специалистов. Нижегородская область входит в топ-10 регионов с наиболее высоким уровнем занятости выпускников вузов, но работы в этом направлении ещё очень много, – сообщил Андрей Бетин.
Что касается «перекупки» квалифицированных кадров, которую практикуют некоторые компании, то это, по мнению замгубернатора, бесполезная стратегия, поскольку не создает здоровую конкуренцию на рынке труда.
Светлана Муратова. Фото автора.