В нижегородском ТЮЗе во второй раз сыграли свой новый спектакль «Который из трех?» по рассказам Антона Павловича Чехова – смешной, трогательный, поучительный. Воспитанные на гаджетах зрители века нынешнего смогли услышать тихий голос гения, писавшего на бумаге легким пером.
Перебирая жемчужины
Десять чеховских рассказов собрала в ароматный букет заслуженная артистка России, а теперь уже признанный нижегородским зрителем режиссер Елена Фирстова-Наравцевич. Она же соединила в спектакле как «патриархов» театра, так и юных артистов, гармонично сосуществующих на сцене в мире чеховских аллюзий.
Художник Екатерина Филаретова не перегрузила площадку деталями, и образы красивых дам и смешных персонажей на сцене соединились в поучительный путеводитель для влюбленных.
– Начала этот путь, отталкиваясь от рассказа, ставшего названием спектакля – «Который из трех?» – объясняет Елена Фирстова. – Да еще одного – «Перед свадьбой». Это была моя давнишняя задумка, поговорить о любви языком классики. А дальше, как жемчужины в бусах, мы перебирали рассказы, один другого лучше. Останавливались на тех, которые будут интересны нашему зрителю. Сейчас ребята, школьники, студенты мало читают, и хотелось открыть им того Чехова, которого они, может быть, и не знают.
Спектакль поставили на малой сцене. Голос Чехова хорошо слышен и в камерном исполнении, хотя, как мне кажется, он может идти на любом пространстве, оформление мобильное. Здесь ни к месту танцы и эффекты, важны слова, диалоги, доверительный разговор.
Получилось, что в спектакле играют представители всех трех поколений труппы – самые опытные, кумиры восьмидесятых, «средние» – основной состав современного репертуара, и совсем юные – вчерашние студенты. Как выяснилось, такой ансамбль помог взаимному обогащению, сыграл на пользу театру.
Я очень ценю актерские инициативы, и их было много. С восхищением отношусь к тому, когда актер слышит режиссера, вдумывается, предлагает свое, становится сотворцом спектакля.
У нас, к счастью, звездной болезнью не страдают, молодые ребята видят, как ведут себя старшие, такие как заслуженная артистка, известная по кино «А зори здесь тихие» Ирина Долганова, заслуженный артист Анатолий Чухнов и многие другие. Они так же, как впервые, волнуются, ищут, размышляют, работают над ролью. Никакого деления нет. Со старшими репетируем не меньше, чем с молодыми. Олег Фаттахов столько нашел красок! Мы придумали ему даже другой голос, и это сделало артиста неожиданно трогательным и нежным, необычайно смешным и разным во всех трех рассказах, где он занят. Замечательно работают все.
Получилось ли то, чего хотелось? Конечный результат вылепливается постепенно, и процесс еще продолжается…
Праздник для души
– Первое мое знакомство с Чеховым состоялось здесь, в ТЮЗе, когда я играла в спектакле «Три сестры» у главного режиссера Бориса Наравцевича, – рассказывает Ирина Долганова. – И естественно, каждая встреча с этим писателем – как праздник для души. Получаю огромное удовольствие от работы с Еленой Борисовной. Да, когда-то мы вместе играли на сцене, а теперь она выросла в сильного, профессионального режиссера. И каждый ее спектакль – это успех для зрителя. Я занята в трех рассказах, и в каждом приходится воплощать разные характеры. Это такое удовольствие для актера, в одной постановке перевоплощаться несколько раз!
Что можно сказать о нашей молодежи? Этот бы многолетний багаж, который есть у нас, да к нему бы ту бодрость и юность, что у них, – был бы, как они скажут, настоящий улет. Мы, будучи молодыми, так же брались за любую работу, старались найти самые яркие краски, характеры. У Чехова для этого большое поле возможностей. Еще раз убедилась, что у нас есть сильная молодежная группа. Вспоминаю, как по-доброму встретили меня в театре, когда я пришла в него впервые, и рада, что сохранилась здесь традиция поддерживать молодых.
Прямое попадание
Артистка театра Ираида Троицкая тоже причисляет себя к старшему поколению, и кроме актерского таланта есть у нее педагогическая жилка: много лет ведет занятия в школе.
– Овладение профессией – серьезный процесс. Тут мало одного таланта, – говорит Ираида Ивановна. – Училище дает инструменты, умение владеть телом, голосом, а все остальное нарабатывается на трудном пути становления. Елена умеет создать на репетициях доброжелательную атмосферу, не диктует, а идет от актерских предложений, с ней работать комфортно. Рядом с опытными актерами заметно растут «новобранцы», и я рада, что в одном спектакле заняты разные поколения. А школьные педагоги просят побольше ставить спектаклей для среднего звена, для 7-11 классов. Этот сложный возраст нуждается в ненавязчивом, добром наставничестве, например, через такие спектакли. Это прямое попадание в интересы детей, семьи и образования.
Того же мнения Анатолий Чухнов.
– Так сложилось в жизни, что я только во второй раз играю Чехова. Много лет назад играл брачного агента, начинал второй акт «Руководства для желающих жениться». Это был совсем другой спектакль. Можно много рассуждать о природе понимания таких величин, как Чехов, но чтобы понимать, нужно задумываться. Этому мы учим зрителей и…себя. Процесс репетиций у нас шел от какой-то первой приподнятой легкости, через трудное осознание материала, и потом вперед, к уже осознанной простоте. Ты попробуй, пойми, что там за лица, какая судьба у каждого персонажа?.. Когда пришли к психологическому пониманию, начали наконец слышать настоящий живой голос Антона Павловича, обращенного к нам, нынешним. Для меня работа над ролью всегда открывает возможность через судьбы героев постигать самого себя. Я рад, что молодых это тоже зацепило. Я им желаю жить в профессии трепетно, и пусть лучше не получается, слезы на глазах, но не давать в себе поселиться равнодушию.
Своими словами
Иван Пилявский расценивает эту работу как хорошую школу для себя. Артист делает первые шаги в режиссуре, поставил в студенческой студии и на сцене ТЮЗа первые свои спектакли.
– Этот спектакль для меня очередной важный урок. Помню, как пришел сюда из училища, и был потрясен и даже подавлен. Тут был тогда режиссер, у каждого свои методы работы, который нас просто «пропускал через мясорубку», чтобы мы делали то, что требуется. Теперь приходящая к нам молодежь в шоколаде, им проще входить в профессию. Я поставил для себя задачу сыграть роль дипломата Аристарха Ивановича так, чтобы никто меня не узнавал. Трудно было сделать это органично, но с Еленой Борисовной мы поняли друг друга, и она помогла мне. Классику играть – большая ответственность, в ней нельзя заменять ни единого слова. Но вот входишь в роль, и будто своими словами говоришь. Такой он, Чехов.
– Работать в этом спектакле радость для меня и для всех, кто в нем занят, – рассуждает Настя Желнина. – Но как это круто! Вроде бы не так давно мы читали в школе Чехова, в творческой лаборатории я играла роль Каштанки. И вот снова Антон Павлович. Для меня эти рассказы современные, все они про любовь, отношения, что век назад, что сейчас люди испытывают те же чувства. У меня в работе сразу пять рассказов, режиссер сделала так, чтобы мы могли себя больше попробовать в разных образах. Приходили школьники, друзья и наши родители, и никто не сказал «это не для меня».
– Я всегда хотел поработать над классикой, – дополняет другой молодой артист Александр Котов. – Да, не скрою, трудно было, хотелось понять, кто все эти люди, персонажи, кем бы они были в наши дни. И только когда мы надели костюмы, начались прогоны, я понял, что все встало на свои места. Мне повезло, я попал в пару к Анатолию Борисовичу Чухнову, который мне много помогал, направлял по-доброму. И еще, что я вынес для себя: Чехов – это же, правда, на века, и он лучшая школа для артиста.
Вера Чеботарева. Фото предоставлено ТЮЗом.