Компанию по производству оздоровительных напитков Константин Казаков открыл почти 30 лет назад, в 1992 году. В то время, по его словам, полки магазинов заполонили дешевые импортные лимонады на химической основе, а хотелось натуральных, полезных…
Возрождение традиций
В конце 80-х годов прошлого века в Нижегородском ЦНИИ «Буревестник», где Константин Казаков работал конструктором, в рамках конверсии он разработал установку, с помощью которой можно делать экстракты и вытяжки из трав. Имелись и рецепты напитков и сиропов, созданные специалистами пяти институтов… Благодаря таким разработкам созданная им компания 90-е пережила. Теперь на его предприятии трудится 21 человек, а бизнес предприниматель ведет вместе с женой. Он надеется, что со временем его дело продолжит и взрослая дочка.
Что касается выпускаемых его компанией напитков – об их пользе и вкусе Константин Казаков может говорить часами. По его словам, нижегородский продукт в слепом тестировании смог победить кока-колу.
Бизнес семьи Евсегнеевых еще молодой: несколько лет назад Андрей и Надежда перебрались из Нижнего Новгорода в Ковернинский район. Там восстановили коровник, завели коз и стали варить сыры. Две дочки Евсегнеевых 13 и 15 лет помогают маме с папой.
исторические предпосылки
По данным Торгово-промышленной палаты России, 74 процента малого и среднего бизнеса в нашей стране – это семейные компании. Они выпекают 30 процентов хлеба, изготавливают 99 процентов фермерской продукции.
95 процентов частных школ также основаны семейными предпринимателями. К семейному бизнесу относятся
80 процентов частных гостиниц и 60 процентов предприятий общественного питания.
– Семейные компании развивают городскую среду, создают рабочие места, производят качественную продукцию, оказывают разнообразные услуги, а также продвигают и формируют имидж региона, – отметил заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Саносян. – Для содействия развитию именно семейных предприятий сегодня открыл свои двери Центр семейного бизнеса с комплексным пакетом услуг: консультационных, юридических, образовательных, по созданию и продвижению семейных брендов, наставничеству и других. Это очень интересная инициатива Торгово-промышленной палаты, и считаю, что она будет востребована у нижегородцев.
Андрей Саносян отметил, что в Нижегородской области работают более 120 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства – почти 400 тысяч человек – и для многих сфер свойственен семейный подход в ведении дел. В большей степени это присуще предприятиям сферы услуг, общепита и агропромышленного комплекса.
По словам президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, Нижний Новгород был выбран для создания центра семейного бизнеса из большого количества претендентов. Учитывались благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса в регионе, а также исторические традиции семейного предпринимательства и меценатства, сложившиеся на Нижегородской земле.
– Мы помним эти фамилии – Блиновы, Баташовы, Бугровы, Рукавишниковы, Башкировы. Все эти купцы, ведя свое фамильное дело, которое сегодня мы называем семейный бизнес, развивали город – его инфраструктуру, строили социальные и просветительские учреждения, и, таким образом, давали импульс развитию городской среды. Благодаря их заслугам именно Нижний Новгород получил статус «Кармана России», – напомнил председатель Думы Нижнего Новгорода Олег Лавричев.
Уже в ближайшее время Торгово-промышленная палата России планирует открыть не меньше десяти центров в других регионах.
Светлана Муратова. Фото автора.