Государство внедряет цифровые технологии в сферу здравоохранения. Однако проблем, связанных с цифровизацией медицины, все еще немало.
Об этом говорили на круглом столе, состоявшемся по инициативе регионального отделения Общероссийского народного фронта в Приволжском исследовательском медицинском университете.
Электронная карта пациента
Одна из целей цифровизации – упростить доступ к медицинским услугам. Еще одна важная задача – сделать информацию о здоровье людей доступной как для врачей, так и для самих пациентов. Если карта пациента будет цифровой, то можно будет прийти в медучреждение к любому доктору, и тот увидит полную электронную «летопись» состояния здоровья человека с результатами всех обследований и заключений. И создание такой интегрированной электронной карты – дело самого ближайшего будущего. Именно для этого создается так называемый единый цифровой контур здравоохранения.
Один из самых дискутируемых вопросов – стоит ли создавать единую электронную систему для всего российского здравоохранения или нужно задать стандарты по цифровизации, на основе которых регионы смогут разрабатывать и внедрять свои информационные системы?
Как рассказала заместитель министра здравоохранения Нижегородской области Галина Карпова, работа над региональным проектом «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (ЕГИСЗ) ведется с 2019 года. Эта система должна связать в единую информационную сеть все медучреждения региона – больницы, поликлиники, ФАПы, страховые компании. В будущем в эту систему войдут и коммерческие клиники.
В 2020 году усилия были направлены на расширение мощности регионального Центра обработки данных. В настоящее время продолжается работа по созданию «цифровой» инфраструктуры. В частности, заключен контракт на поставку 762 автоматизированных рабочих мест для врачей на сумму 9 миллионов рублей, медицинскими организациями региона заключено
20 контрактов на монтаж необходимых кабельных сетей на сумму 15 миллионов. «Цифра» должна сделать эффективнее управление потоками пациентов, упорядочить лекарственное обеспечение и выписку рецептов, повысить эффективность работы разных подсистем здравоохранения.
Обновленный региональный портал пациента уже предполагает доступ к электронной медкарте пациента.
В единую систему
По словам замминистра здравоохранения, в настоящее время идет дооснащение медорганизаций и центра обработки данных всем необходимым. Планируется в этом году обеспечить компьютерами врачей всех медицинских профилей, включая лаборатории, которые также будут подключены к единой информационной системе.
– Это самая комплексная из предлагаемых на рынке информационных систем. Она позволяет в кратчайшие сроки предоставить сервис для автоматизации работы государственных бюджетных учреждений здравоохранения. Регион получил программный продукт, решающий все возможные задачи, по минимальной стоимости как на установку, так и на сопровождение. В результате здравоохранение станет более прозрачной и контролируемой отраслью, а у врача будет больше оставаться времени на пациента. Внедрить региональную информационную систему планируется до конца текущего года, – рассказала Галина Карпова.
Без бумажной волокиты
Нижегородский институт травматологии и ортопедии начал использовать цифровые технологии еще в конце 2012 года.
– Одновременно внедрение новой информационной системы происходило на 201 рабочем месте. Было проведено интенсивное обучение врачей. Удалось автоматизировать процесс госпитализации, что значительно сэкономило время врачей и пациентов. Еще до прихода в клинику пациент заполнял анкету, которую врач мог заранее просмотреть. Все жалобы, анализы и назначения также отражались в информационной системе. Затем последовали укрупнение учреждения и реорганизация. В 2014 году к институту травматологии был присоединен Нижегородский научно-исследовательский институт детской гастроэнтерологии. Перешедшие в объединенную клинику медики очень быстро освоили новую информационную систему – уже через две недели все врачи работали в ней. Без данной системы наши специалисты уже не представляют свою работу, – поделилась опытом цифровизации университетской клиники руководитель отдела инновационного развития и трансфера технологий, советник ректора ПИМУ Екатерина Донченко.
При многоэтапном лечении, когда пациент обращается в клинику спустя время, врачу не нужно заказывать из архива предыдущие истории болезни. Это позволяет ему быстрее, без бумажной волокиты, принимать решения о дальнейшем лечении.
Сейчас, когда создается единый цифровой контур, нужно найти способ интеграции уже существующих информационных систем, чтобы данные можно было беспрепятственно «выгружать» и не приходилось дублировать одну и ту же информацию в электронном виде. Иначе придется тратить время, средства и силы на то, чтобы переучить врачей.
Айтишники в дефиците
Есть и другие сложности на пути «цифры». В их числе проблемы с доступом в интернет в некоторых районах области. Сетуют руководители лечебных учреждений и на нехватку кадров, поломки оборудования. Врачи сегодня оказываются перед непростым выбором – либо лечить пациентов, либо осваивать нововведения. Ощущается в больницах и дефицит грамотных IT-специалистов, которым медики должны подсказать, как нужно выстроить информационную систему и что в ней должно быть. Так, в сотрудничестве Приволжского медуниверситета с Нижегородским политехом был создан сервис по записи пациентов к врачу. Разработчики предусмотрели в нем три блока – для врача, медсестры и пациента. Для предварительной оценки проблемы, с которой обращается больной, на портале есть небольшой опросник, который поможет впоследствии медсестре правильно распределить потоки пациентов. А для врача имеется электронный помощник по подбору медикаментов, позволяющий проверить сочетаемость препаратов между собой.
Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.