Феминизм стайл

Феминизм стайл

Спектакль «Финист – Ясный Сокол», вторую премьеру начавшегося сезона, представил в октябре театр «Вера». В постановке сочетаются традиционные славянские мотивы и темы, актуальные для нашего века.

Режиссер Ирина Лаптиева взяла за основу популярную еще в советские годы пьесу драматургов Ирины Токмаковой и Софьи Прокофьевой. Существует несколько вариантов сюжета народной сказки, поэтому, если вы предполагаете увидеть в нижегородской постановке события и героев, напоминающих одноименный фильм, театр «Вера» вас как минимум удивит и познакомит с иными персонажами.

Вопреки названию, в центр повествования выведена его настоящая героиня – Дунюшка, сирота при живых троюродных родственниках, хоть и член семьи, но прислуга в богатом доме завистливых и ленивых сестриц. Классическое начало, напоминающее завязку к «Золушке», развивается по типичной схеме, поэтому конфликт между соперницами неизбежно приведет к переменам в их судьбе. Необычно в этой предыстории лишь место действия – стилизованная русская изба с предметами крестьянского быта: коромыслом, печкой, глиняной посудой и льняными салфетками.

Не раз в сюжете перекликаются христианские и языческие мотивы: трудолюбие, доброта и искренность Дунюшки будут вознаграждены, а ее оберегами-защитниками стали домашние животные – кот Филимон и пес Еремей. Они – ее единственные друзья и помощники в преодолении препятствий на пути к счастью. Фаворит сердец юных зрителей – комичный дуэт заклятых друзей, которые в самые трудные моменты приходят на выручку, воплотили актеры Дмитрий Дегтев и Георгий Федосеев.

Первое знакомство Дуни с Финистом – получеловеком с крыльями за спиной, способного обернуться соколом, происходит стремительно, и исчезает он, едва признавшись ей в люб­ви, не менее неожиданно. Пассивное принятие «подарка» за страдания – в виде жениха и обладание золотым пером, в котором заключена его жизнь, – сменится феминистическим поворотом в судьбе. Девушка сама отправится в царство Кощея спасать суженого, исправлять собственные ошибки, пожертвовав потерей облика и голоса.

Именно такую современную – решительную и одновременно наивную героиню играет молодая актриса театра Мария Каддо. Первая главная роль на этой сцене – и сразу же идеальное попадание в образ. Ее Дуняша подает пример ребятам, как надо прикладывать усилия, добиваясь справедливости, и действовать, даже когда очень страшно.

Загадочный «архангел» Финист, в исполнении актера Дениса Зиненко, по воле драматургов остается нераскрытым персонажем. Его задача заключается в пробуждении силы самой Дуняши, а сам Финист в сюжете – мотивационная цель для нее, чтобы наградить свадьбой с любимым в финале.

Ученик Кощея оказался строптивым, несостоявшимся зятем, спровоцировавшим противостояние человека и колдунов. Благодаря этому раскрываются взаимоотношения и в другой семье, где ревнивая дочь Нерада (сыгранная актрисой Марией Поповой), с прической Горгоны из волос-змей, вовсе не готова отдать возлюбленного простолюдинке.

Кощей – первая «возрастная» роль актера Олега Юлова – как любящий отец, действует подчас по ее, а не своей воле. Но и он проиграет Дуняше.

Художник Ольга Лагеда подчеркнула на контрасте разницу между двумя мирами: светлые цвета с золотыми акцентами – для добрых сил, и мрачные оттенки со средневековым колоритом – для персонажей из темного царства. Узнаваемая для ее творческого почерка двухуровневая конструкция помогла воплотить разноплановые сцены.

В спектакле также задействованы современные технические приемы: мобильно сменяемые декорации и анимационная проекция, которая участвует в создании волшебства. Но вместе с новшествами соседствуют архаичные велеречивые диалоги, статичный пафос персонажей. Однако такая образность, по отзывам зрителей, характерна для комиксов, популярных у подрастающего поколения.

Доброй и стильной постановке хочется пожелать быстрее набрать бодрый темпоритм. А наших читателей мы приглашаем на следующий показ спектакля, запланированный на 16 ноября. (6+)

Ольга Петрова.

Следите за нашими новостями в удобном формате