14 ноября 2021г. ветерана труда, труженицу тыла (в годы Великой Отечественной войны) Ульяну Ероньевну Кирпичникову (в девичестве Вахрушину) со столетним юбилеем поздравят четыре дочери, 7 внуков и 14 правнуков. В большой дружной семье любят и ценят свою мамочку и бабулю. Всем она нужна, и у всех для нее есть почетное место в доме.
Не поле перейти…
Быть нужной людям – это главный секрет долголетия, о котором говорит Ульяна Ероньевна. А трудности, как она считает, можно преодолеть. Их на пути было немало, но они не отняли у нее природный оптимизм и веру в лучшее.
По судьбе Ульяны Ероньевны можно проследить историю страны, что и делают ее внуки, в школьных сочинениях рассказывая про своего любимого ветерана.
Родилась Ульяна в Семеновском районе Нижегородской губернии в деревне Ларионово в 1921 году. 20-е-30-е годы прошлого столетия – это становление страны, борьба с нищетой и голодом. Многодетная семья Вахрушиных трудилась в колхозе и растила 6 детей – четырех дочерей и двоих сыновей. Как и многие в то время, испытали на себе колхозные перегибы. Детство Ульяны закончилось в 15 лет, когда арестовали отца, посмевшего критиковать колхозную верхушку. Десять лет без права переписки, выселение семьи на жительство в баню, экспроприация коровы-кормилицы. Вот что пришлось пережить семье. Отец Ульяны был расстрелян в 1937 году. Семья об этом, конечно же, не знала. Все верили, что он скоро вернется. Уже в мирное время были подняты архивные документы, из них и узнали, что отец Ульяны был реабилитирован. Члены семьи Вахрушиных не озлобились, не сникли, а взялись за работу, как вспоминает Ульяна Ероньевна, с удвоенной силой.
Трудный этап жизни – Великая Отечественная война. Два брата Иван и Федор ушли на фронт. Похоронка, погиб Иван, а Федор после Победы вернулся бравым моряком с орденами и медалями на груди. Прошел войну, а потом – вот судьба – потерял обе ноги, попав под трамвай. Вся жизнь – на протезах.
Смотреть фильмы про войну Ульяне Ероньевне тяжело, так как они напоминают страшное трудное военное время.
– Не стоит считать трудные годы, нам, пожилым лучше жить сегодняшним, – говорит бабушка.
Как жили в войну? Ждали весточек с фронта и работали, работали…
Биография тех, кто трудился на фабрике «Хохломская роспись», известна. За плечами – профтехучилище, будучи отличным специалистом, уже в 20 лет была назначена начальником цеха. Цех трудился для фронта, выпуская ящики для снарядов, патронов и гранат. В то время на фабрике работали старики, дети и инвалиды, мужских рук не было, все здоровые мужчины были призваны на фронт. Трудились на износ, спали мало, питались скудно. На фабрике Ульяна проработала долгие годы, в столярном цехе занималась обработкой мебели. Ульяна Ероньевна награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» и многими юбилейными медалями.
Трудовые реликвии
И как ни парадоксально, именно в те трудные годы блеснуло теплым лучом женское счастье, появилась надежная опора в жизни. Ульяна даже в то время находила возможность заниматься спортом, играла в волейбол. На волейбольной площадке и состоялась та судьбоносная встреча с молодым столяром, мастером «золотые руки», интеллигентным Николаем Кирпичниковым. На фронт Николая Петровича не взяли из-за глухоты, которую приобрел еще в детстве. Но не помешал слабый слух хорошему парню услышать любимую. В 1943-м поженились и вдвоем продолжили свое трудовое сражение в производственных цехах.
Вместе прожили супруги 50 лет, родили и воспитали четырех дочерей, всем дали высшее образование, девчонки стали врачом, инженером-химиком, экономистами. Перед уходом на пенсию Ульяна еще поработала на Семеновском ремонтно-механическом заводе, выполняя окрасочные работы автобусов.
Выйдя на пенсию, занялась с мужем надомной работой, изготавливая сувениры, мебель, украшая ее резьбой. Красивый дубовый стол и березовые стулья, как символ домашнего очага, стали реликвией семьи.
Гулять и читать
И еще одно испытание, постигшее страну и мир, пришлось пережить бабушке Ульяне. Не обошел ее стороной жестокий коронавирус. И хотя говорят, что плохо переносят болезнь пожилые, она и тут доказала, что все можно преодолеть. Подхватив вирус, выздоровела, помогли родные, природная закалка и неиссякаемое жизнелюбие.
Несмотря на возраст, Ульяна Ероньевна продолжает интересоваться новостями: читает, смотрит телевизор, всегда на связи с детьми и внуками.
«Бабуля – добрый и светлый человек, – написала в сочинении одна из правнучек. – Она искренне радуется нашим успехам в работе, учебе и спорте. Ей все интересно, она ценит жизнь, молится за нас всех и считает себя очень счастливой». И это умение ценить жизнь Ульяны Ероньевны Кирпичниковой, наверное, и есть ответ молодым – как жить до ста лет, не считая свои годы.
Кстати
С началом Великой Отечественной войны большинство промысловиков ушли на фронт. На фабрике «Хохломская роспись» их заменили женщины.
В годы войны мастера фабрики продолжали готовить смену художниц, чтобы не забывались традиции росписи, и как только кончится война приступить к любимой работе. Но главные силы были направлены на то, чтобы изготавливать все для фронта, начиная с деревянных ложек и лыж и кончая ящиками для снарядов. Сёминские и семёновские кустари стали активными поставщиками крайне необходимых тогда для нужд армии вещей: черенков для сапёрных и обычных лопат, саней. Чувствовать дерево, придавать ему мягкость, загибая полозья саней так, как не умел никто, могли работники этой фабрики. И саням их не было равных в зимних условиях. В большом количестве изготавливались деревянные колёса для средств передвижения. Занимались лопатами с черенками совсем молодые токари, которые до войны собирались точить роскошные вазы.
Вера Аркадьева.