То, что "молодежь нынче не та", взрослые говорили из века в век, поколение за поколением. Но никогда, по мнению специалистов, нравственно-умственный разрыв между отцами и детьми не был столь разителен, как сегодня. Поколение next в два счета осваивает высокие технологии, лопочет на английском, пересыпает и русскую речь словами "тренд", "гаджет", "маст хэв". Но на вздох родителей "Что-то я устала, как Савраска" - делает большие круглые глаза. Какая Савраска? Ху из Некрасов?
Ну подумаешь - не читает, скажет иной родитель. Но психологи и учителя в один голос утверждают - недооценивать привычку к чтению нельзя! А почему это так важно, как обстоят дела с литературной эрудицией у современных школьников, какие шоковые цифры приводит современная педагогическая статистика и что делать родителям в создавшейся ситуации, корреспонденту "НН" поведал детский психолог Анна Трифонова.
Угроза нации
- Американцы забили тревогу по поводу чтения и образования еще в 1983 году, - говорит Анна Витальевна. - Их исследование называлось "Нация в опасности: необходимость реформы образования". Эта опасность связывалась с ростом функциональной неграмотности - неспособностью человека цивилизованного общества исполнять свои элементарные профессиональные, общественные и бытовые обязанности.
Нечитающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации. Он не в состоянии выполнять свои функции ни как солдат, ни как работник, ни как гражданин. Опыт чтения на Западе стал приравниваться к накоплению человеческого капитала - капитала знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности. Человек, обладающий таким капиталом, легче находит общественное признание и более успешен в любом деле.
Но особое значение чтение имеет для России, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире. Ее называли духовной лабораторией человечества. Разницу целей чтения российских и американских школьников подчеркивает такой пример: как-то бывший президент США Билл Клинтон во время посещения нашей страны зашел в школу к первоклассникам и спросил их, для чего они хотят научиться читать. Один из мальчиков встал и сказал: "Чтобы читать Пушкина". Президент удивился и заметил, что, если бы американскому школьнику задали этот вопрос, он бы ответил: "Читать факсы"...
К сожалению, детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Для школьников чтение - тяжкая повинность. Известны факты, когда наши юноши, призванные в армию, не умеют читать, грамотно излагать свою мысль, полноценно общаться. Накопление подобных фактов идет по нарастающей.
Дубы за партой
Показательные примеры того, что происходит с детским чтением, привел известный кинорежиссер и публицист Савва Кулиш. Подбирая детей для участия в фильмах, он имел дело с сотнями ребят. Критерий отбора был один - культура школьника.
Чудовищным показалось режиссеру, когда одна из тестируемых вместо стихов… прочитала рекламный слоган на жвачку!
Был мальчик талантливый, пластичный, умный, из математической школы - претендент на главную роль. Он не смог прочитать наизусть даже "У Лукоморья дуб зеленый", как ему ни подсказывали присутствующие. Он говорил: "У Лукоморья дуб зеленый, на ветвях сидит русалка. А вокруг... - он задумался. - Кот ходит на серебряной, а может быть, на золотой цепочке".
Что мешает
Время. Главной помехой чтению многие родители считают нехватку времени. Если из 24 часов суток отнять время на сон, на посещение школы, на подготовку уроков, на общение с друзьями и прогулки, на телевизор или компьютер, да если еще прибавить кружки, факультативы, секции, что же остается? Где же взять время еще и читать?
Умные родители используют испытанный ход: "Почитай мне, пожалуйста, пока я убираю (готовлю, шью и т.д.)". Они говорят о книгах, провожая ребенка в школу или встречая его, используют для этого время перед сном.
ТВ. Наибольшие нарекания у родителей и в адрес телевидения. Телесмотрение вышло на первое место в проведении досуга наших школьников. Некоторые даже запрещают смотреть телевизор, полагая, что этим уберегут своего ребенка от его негативного влияния.
Но родителям полезно знать о реализованном уже с 1999 года проекте "Школьник ТВ". Это общедоступный учебно-образовательный и познавательно-просветительский телеканал спутникового вещания. Учебные программы по всем предметам ведут лучшие преподаватели России. Телеканал на сегодняшний день имеет свыше 15 миллионов телезрителей в России, странах СНГ и Балтии.
Компьютер. Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер.
Существует "Детская сетевая библиотека" в виде каталога, содержащего имена авторов, названия произведений, ориентированных на возраст, с указанием местоположения книг, изданных в России за последние 5 лет. Следует упомянуть и "Библиотеку Максима Мошкова" - самую известную электронную полнотекстовую библиотеку, открытую в 1994 году. В ней собрана по жанрам художественная литература, которой может пользоваться и школьник. Старшеклассников способна привлечь и электронная библиотека "Современная русская поэзия", "Мир Марины Цветаевой" и многие другие.
Вместе с тем компьютер может быть использован и используется во вред ребенку, который часы способен просиживать за компьютерными играми.
Техника чтения. Однозначной помехой общения с книгой является слабая техника чтения, касающаяся более всего младших школьников. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Его умственная энергия уходит на механическое складывание из букв и слогов слов и текста в целом. Это тормозит читательский интерес, эмоционально сковывает ребенка.
Совет. Не привлекайте внимания ребенка к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги - яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
Полезно родителям обзавестись специальными пособиями по обучению детей технике чтения.
Подспорьем родительскому влиянию является совместное с детьми посещение литературных музеев, мест, связанных с именем определенного писателя. Впечатления, полученные во время экскурсий, нередко побуждают детей ближе познакомиться с творчеством писателя.
Помимо программы
Учебное чтение выполняется по заданию учителя и составляет, по данным исследований, почти половину всего репертуара чтения школьников. Школа - это прежде всего труд, волевые усилия, ответственность. Эти требования распространяются и на чтение программной литературы. Поддерживая энтузиазм ребенка к учению, мы поддерживаем тем самым и его программное чтение.
Совет. Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие.
Другое назначение детского чтения - развлечение, релаксация, отдых. Чтение для веселья, для досуга. Или, как говорят дети, "чтобы посмеяться". Эту потребность хорошо удовлетворяют комиксы, книги-парадоксы. Их функция - позабавить ребенка.
Что могут родители?
Социологи недавно вычислили время, которое в среднем может уделить на воспитание своего ребенка мать, - 20 минут в день. Смехотворная цифра! И вместе с тем печальная. Но что такое воспитание в чистом виде, разве не проникает оно в досуг, хозяйственные дела, чтение - словом, во всю семейную жизнь? И если уж дела со временем у замотанных родителей так плохи, то, очевидно, следует чем-то поступиться ради духовной жизни детей.
Совет. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше - читающий вместе с ребенком родитель.
Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте.
Совет. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось.
Особое значение чтения заключается в развитии воображения - основы творчества. Книга рождает и развивает воображение.
Совет. Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.
Совет. Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
Для привития ребенку интереса к чтению придумано немало хитростей. Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене "Экран прочитанных книг", где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги, или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребенку прокомментировать свои рисунки. Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (нет времени!). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Естественно, читать надо с выражением "на голоса", чтобы это напоминало игру.
Людмила МАЛЕЕВА.
Факты
Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 до 26 процентов, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23 до 34 процентов. 40 процентов читают книги от случая к случаю. За эти годы произошло обвальное падение числа людей, которые приобретают книги. Если в 1994 году книги покупали 58 процентов, то в 2004 году - только 20 ("Книжное обозрение", № 39, 2005).
Цифры
Любят читать: младшие школьники - 43 процента, старшие - 17.
Не любят читать: младшие школьники - 8 процентов, старшие - 17.
Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10 процентов школьников.
Читают на досуге только развлекательную литературу 40 процентов учащихся.
Читает познавательную литературу 21 процент.
Читают для самообразования 10 процентов школьников.
Между тем
По данным международного исследования 2007 года, касающегося качества чтения детей, наши дети 15 лет заняли среди детей из 32 стран мира 29-е место, в 2009 году показали результаты еще ниже. Они оказались не способны черпать информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию материал. Не умеют они и находить в тексте скрытую или противоречивую информацию. Не проявили наши школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы. В целом российские учащиеся оказались не способны результативно действовать в нестандартной ситуации.