Чем опасны картавость и шепелявость ребенка

Чем опасны картавость и шепелявость ребенка

Что делать, если у ребенка проблемы с речью? Как можно получить необходимую помощь? Этому было посвящено всероссийское родительское онлайн-собрание «Трудности в обучении у детей: открытый разговор на важную тему», организованное по инициативе Ассоциации родителей детей с дислексией.

Ответственность несут родители

Большая часть современных детей имеет проблемы с речью или «фефекты фикции» (дефекты дикции), как говорил герой известного фильма «По семейным обстоятельствам». Кроме того, часть школьников испытывают трудности в освоении чтения и письма, что может быть проявлением дислексии – распространенной нейробиологической особенности восприятия информации. О ней мало осведомлены не только родители, но и учителя. Разговор на эту тему оказался настолько важным, что мероприятие посмотрели более 20 тысяч человек – родители, учителя, воспитатели, психологи, дефектологи, логопеды.

– Проблема дислексии описана в середине прошлого века, однако многие до сих пор ничего не знают о ней. Наша ассоциация делает все, чтобы донести информацию до родителей, чтобы они понимали, как распознать проблему, к каким специалистам обратиться, чтобы помочь ребенку. Важно сделать все, чтобы жизнь школьника не превратилась в ад, чтобы он не подвергался булингу (травле) со стороны педагогов и одноклассников. Ответственность за то, что ребенку не была вовремя оказана помощь, несет родитель. Проблемы освоения чтения и письма могут быть полностью или час­тично преодолены. Тогда дети смогут найти дело по душе, стать продуктивными для нашего государства – словом, жить счастливо, – отметила учредитель и основатель Ассоциации родителей детей с дис­лексией Мария Пиотровская.

Если ребенок плохо говорит, то, скорее всего, у него будут проблемы с письмом и чтением, что приведет к проблемам в школе. Более того, эти проблемы останутся и во взрослом состоянии и будут доставлять массу неудобств. В случае, когда родители не осознают этого, ребенка, страдающего дислексией, обучают стандартными методами и фактически заставляют школьника делать то, что он не может по объективным причинам.

– Нарушения чтения и письма могут проявляться в разной степени и быть обусловлены разными причинами, они не преодолеваются без специально организованной помощи, включающей в обязательном порядке логопедические занятия, – подтверждает и начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Таис Дацюк.

Помощь гарантирует закон

Программу помощи ребенок получает после обращение в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Многие родители боятся этого консилиума. Страх родителей связан с тем, что их чаду будет выставлен диагноз, который станет неким клеймом на всю жизнь. На самом деле заключение ПМПК носит рекомендательный характер. Родители (законные представители) имеют право его никуда не предоставлять. Если же заключение было представлено в школу или детсад, то образовательное учреждение обязано создать для ребенка прописанные там условия. Обучение детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими детьми – инклюзивно, так и в отдельных классах и группах.

Также важно знать, что не всегда ребенок, пришедший на ПМПК, признается обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но это не означает, что этот дошкольник или школьник с речевыми нарушениями не сможет получить логопедическую помощь. Статьей 42 закона «Об образовании» предусмотрено оказание такой помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации. В эту категорию подпадают и дислексики. Логопедическая помощь оказывается по заявлению родителей, к которой стоит приложить заключение ПМПК.

– Помощь могут оказывать логопеды детских садов и школ, а также педагоги центров психолого-медицинского и социального сопровождения, – пояснила Дацюк.

Когда нужно обращаться за помощью в ПМПК, об этом на наглядных примерах рассказала руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы Ольга Дониченко.

Ребенку 3 года. Он начал посещать детсад. Говорит плохо. Но! Специализированная помощь такому малышу не нужна. Больше разговаривайте с ребенком, читайте ему, стимулируйте его речь в игре. Другой пример. Дошкольник 4,5 года. Есть нарушение произношения отдельных слов, не всегда понимает, что ему говорят. Здесь уже требуется помощь специалиста – необходимо обратиться к логопеду.

У первоклассника родители отмечают низкий темп формирования навыков письма и чтения. Он пропускает буквы, некоторые пишет зеркально, заменяет на близкие. Специализированная помощь в данном случае не нужна. Откорректировать описанные сложности должен помочь учитель. Родителям стоит наладить тесное взаимодействие с педагогом и больше заниматься с ребенком. Ученик 2-го класса или старше делает орфографические ошибки, низкий темп чтения, стремление угадать, а не прочесть слово, отсутствие плавности в речи. Выход – эффективное взаимодействие с учителем, занятия с логопедом.

По словам Ольги Дониченко, обращаться в психолого-медико-педагогическую комиссию в следующих случаях.

Первая ситуация: в 3 года малыш не говорит совсем, общается только с помощью мимики и жестов. Другой пример, в 4 года ребенок не может составлять предложения, не соотносит изображение с названием предмета. Насторожить должно то, что в 5 лет и старше дошкольник не усваивает грамматику речи – путает род, неправильно согласовывает слова. Это показатель необходимости специализированной помощи. Кроме того, члены ПМПК могут рекомендовать создание специальных условий образования, в том числе обучение по программе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Родителям стоит усвоить, чем раньше ребенок начнёт получать специализированную помощь логопеда и педагога-психолога, тем выше становится вероятность его успешного обучения в начальной школе и далее.

Нарушение поддается коррекции

Дети с нарушениями речи, задержкой психического развития и дефицитом внимания по закону имеют право на бесплатные занятия с психологом, логопедом, дефектологом. Однако на практике специалистов не хватает, очереди приходится ждать месяцами и, чтобы не упускать драгоценное время, родителям приходится прибегать к услугам платных специалистов. Выходом в наше время могут стать занятия с логопедами онлайн.

– В 2003 году была создана Российская ассоциация дислексии – это объединение исследователей, изучающих трудности освоения письма и чтения. Основная задача – поиск новых методов, подходов, приемов, коррекционных методик и программ. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина также участвует в исследовании проблемы дислексии. Мы предлагаем широкий перечень программ, направленных на стимуляцию смысловой стороны чтения, понимания прочитанного, развития речевых навыков и ораторского мас­терства, – рассказала доктор педагогических наук, профессор, ректор института Маргарита Русецкая.

На сайте института в разделе дополнительное образование можно бесплатно пройти обучение по программе «Нарушения чтения и письма у детей», разработанной три года назад по инициативе Ассоциации дислексии в партнерстве с ведущими специалистами в области анализа и коррекции нарушений письма и чтения. Она может быть полезна и профессионалам, и родителям. Также много полезного родители могут найти на портале «Образование на русском» (pushkininstitute.ru). 

По данным исследования, после занятий по специальной программе количество учеников московских школ с дислексией сократилось с 24 до 13 процентов. Это говорит о том, что данное нарушение поддается коррекции. Но для этого и родителям и ребенку нужно приложить усилия, утверждают специалисты.

Цифры

Сколько детей-дислексиков в России, не известно. Согласно зарубежным исследованиям, в той или иной степени выраженности это нарушение встречается у одного из десяти учащихся. Из 17 миллионов российских школьников в прошлом году более 62 000 детей обучались по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. По численности эта группа среди всех детей с ограниченными возможностями здоровья занимает третье место.

Справка «НН»

Впервые термин «дислексия» использовал немецкий офтальмолог Рудольф Берлин в 1887 году. Через девять лет уже британский терапевт Прингл Морган публикует в авторитетном «Британском медицинском журнале» статью «Врожденная словесная слепота». В ней он описывает случай 14-летнего мальчика, который не может обучиться чтению, имея сохранный интеллект. Автор делает вывод, что это связано с врожденными особенностями функционирования мозга. Сейчас под термином дислексия принято понимать избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении способности к обучению.

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.