Ценность русской литературы для современных школьников по-прежнему имеет большое значение. Подростки это подтверждают в ходе социологических опросов. По данным исследований доцента НИУ ВШЭ Любови Борусяк, 57% опрошенных ею подростков считают классику по-прежнему актуальной и вдохновляющей на саморазвитие.
В кратком изложении
Однако на практике старшеклассники нередко подходят формально к освоению школьных произведений и не способны к анализу их содержания. В ходе опросов более 17 процентов учеников 10-11 классов на вопрос «Случалось ли вам вместо чтения книг школьной программы знакомиться с кратким изложением произведений или смотреть их экранизации, слушать аудиокниги?» ответили: «Да, регулярно» и 65% «Да, иногда».
О том, почему это происходит и что может мотивировать детей на чтение классики, шла речь на большом всероссийском собрании «Трудности в обучении у детей: открытый разговор на важную тему».
Есть мнение, что современные школьники ничего не читают. Но так ли это? Эти жалобы не новы, они были и раньше. «Люди не очень охотно читают книги, если у них есть другие способы развлечения», это точное замечание принадлежит английскому поэту XVIII века Сэмюэлю Джонсону. У современных детей таких развлечений предостаточно. Книги «проигрывают» компьютерным играм и умным гаджетам.
Также стоит понимать, что из себя представляют современные читатели, убеждена старший методист городского методического центра московского департамента образования и науки Ольга Ишимова.
По ее оценке, современные дети хорошо приспособлены к многозадачности, они умеют быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами.
– Вместо традиционных книг они предпочитают тексты иной природы – мультимедийные с различными ссылками или графические романы, визуальные новеллы, комиксы, рисованные заметки, интернет-сайты, сетевые дневники, блоги. Нынешние школьники отличаются неумением оценивать значимость информации, рассеянностью внимания и небольшим объемом рабочей памяти. Кроме того, они нуждаются в постоянной внешней стимуляции, которую привыкли получать с экрана, – такой портрет юного читателя нарисовала Ольга Ишимова.
Подружиться с книгой
В одном классе есть разные группы читающих детей – одни это делают крайне неохотно, другие читают много и с желанием. Также стоит учитывать объективную сложность самих текстов, изучаемых в качестве литературного образца. Классические книги – в основном это объемные, многостраничные фолианты. В художественном произведении, написанном сто и более лет назад, может быть непонятно более половины слов. Уже к окончанию начальной школы тексты объемны и непросты для понимания современными детьми, отмечает специалист.
По мнению Ольги Ишимовой, подружиться с классикой детям могут помочь следующие рекомендации.
Во-первых, изучение текстов с помощью аудиокниг.
Во-вторых, помощниками могут стать электронные учебники, дополненные рисунками и гиперссылками, анимацией.
Третий способ – актуализация информации при изучении классических произведений. Например, при разборе «Евгения Онегина» учитель, опираясь на «Атлас профессий будущего» может организовать дискуссию «Какие надпрофессиональные навыки, позволяющие повысить эффективность профессиональной деятельности, были развиты у Онегина, а какие ему не помешало бы развить.
В-четвертых, специалист напомнила об использовании различных вспомогательных стратегий управления чтением и таких приемов, как, например, чтение с предвосхищением, чтение с остановками, с обсуждением, с замедлением, игра с текстом и т. д.
В-пятых, важно целенаправленное продолжение обучения чтению и работе с разными текстами в основной школе. Такая работа не заканчивается в начальных классах, ее должны подхватывать учителя-предметники, так как сегодня, увы, ни один вуз страны не готовит педагогов – специалистов в области чтения.
В-шестых, стоит приобщать детей к классике через чтение современных текстов, понятных им.
И последнее. По мнению Ольги Ишимовой, школьникам необходимо рассматривать классическую литературу как возможность составить свое мнение о прочитанном и приобрести жизненный опыт.
Между тем
Школьники воспринимают прочтение программных произведений как труд, а знакомство с современной литературой как отдых. Около 20% опрошенных (12,4% девушек и 27,5% юношей) практически не читают книг сверх школьной программы. Более половины старшеклассников читают 1-2 книги в месяц, более 20% – 3-4 книги. Мальчики читают заметно меньше, чем девочки. При этом в списках читаемых ими книг фигурируют переводные и/или отечественные фэнтези. Репертуар девочек значительно шире: зарубежная литература XX века, английские писательницы начала XIX (Джейн Остин, сестры Бронте), поэзия, фэнтези.
Евгения Александрова. Фото Александра Воложанина.