Люди и черти спектакля Фальшивая монета

Люди и черти спектакля Фальшивая монета

"Фальшивая монета", пьеса которая писалась М.Горьким много лет и имеющая несколько авторских вариантов, редко появляется на сценах театров. Ее почти что каноническое прочтение принадлежит тоже нашей академдраме. Спектакль появился, по-моему, в 1958 году и был настолько крепко сложен, с такими удивительными актерскими работами, имел такой успех у публики, что стал одной из наших театральных легенд. Нынешние участники спектакля и его постановщик Ростислав Горяев по-видимому боялись тени этой легенды, чтобы она как тень отца Гамлета, не являлась то тут, то там в их постановке и не была указующим перстом в их дерзании горьковского текста. Поэтому в сегодняшней "Фальшивой монете" есть вкрапление из других горьковских вариантов - литературная редакция театра. Поэтому добавились даже кое-какие персонажи - например, как значится в програмке. - Правда, нашему правописанию ближе все-таки написание черт. И это не простое чередование буковок.
Я разыскал в опубликованных дневниках замечательного критика и литературоведа Владимира Яковлевича Лакшина вот такую запись 9 июня 1963 года: "Перечитал "Записки покойника" Булгакова, думал об их публикации. Между прочим, он пишет слово "чорт" через "о". "Черт" через "е" - привычный, литературный домашний. "Чорт" через "о"- страшный чорт Гофмана и Достоевского, это и в самом еле нечистая сила. Вот что делает одна буква. Так же, как у Блока: "В соседнем доме окна жолты..." "Жолты" совсем иной цвет, чем "желты".
Эти нюансы чрезвычайно важны для "Фальшивой монеты". Потому что в нынешнем спектакле играется именно черт, а не дьявол. На сцене пересмешник, забавник, хулиган, сумасшедший, да и вообще, как на Руси говорят, чертушко. Этот персонаж камертонный для всего спектакля, от него исходят волны особой интонации - домашней и как бы судьбоносной одновременно. С этим персонажем и его "дублем" - Лузгиным связана, по-моему, и главная актерская удача "Фальшивой монеты." Юрий Котов как нельзя более удачно демонстрирует свою актерскую технику, оставаясь мягким, раскрепощенным, даже, несмотря на отрицательность своих персонажей, обаятельным. (Я бы написал до чертиков, если бы был уверен, что стилисты и знатоки русского языка не будут обвинять меня в неправильном словоупотреблении).
Но все же, что все-таки прокручивает на сцене персонаж Ю.Котова? Если черт появился, если в первом действии висит ружье... Вначале он просто хулиганит, впрочем, театрально и изящно, дважды подряд разыграв пролог спектакля. Это обрывает связи происходящего с чисто бытовой историей. Это вносит хороший, здоровый и нетривиальный элемент игры в разыгрываемое на сцене представление. Наконец, это дает возможность зрителям полюбоваться прекрасной сценографией, которую предложили публике тот же Р.Горяев и художник Наталья Белова. Они отстроили "пирамиду" старого деревянного дома и полустеклянную галерею мезонина - все это с хорошим вкусом, тщательно, с ощущением материала, его настоящности, а не бутафории. На нижегородской сцене не было подобного оформления уже... не знаю сколько лет. Понятие масштабный спектакль, дорогой - в остановочно-оформительском смысле, - исчезло из нижегородско-театрального обихода напрочь. Теперь вот такое приятное возвращение.
Черт, конечно же, появляется не зря. Его присутствие влияет... на внутреннюю родословную персонажей. Почти все они являются перед публикой как прототипы знаменитых героев писателя. Такая игра в первообразы слегка ошеломляет. Стогов известным нашим актером Георгием Демуровым представляется еще одним, омолодившимся Лукой, то ли утешителем, то ли раздражителем никудышной жизни героев "Фальшивой монеты". Тихо приходит, тихо, почти убегая, исчезает из дома, который населяют "фальшивомонетчики". Между этими событиями он задумчив и рассудителен, настойчив в достижении утерянной когда-то женщины - дело-то еще молодое, и вообще он что-то знает. Может быть, за новыми знаниями и побежал куда-то, стремглав.
Черт, как и полагается по основным устремлениям своей натуры "пересказывает" ближе к финалу спектакля Сатина, его памятные слова о том, что человек - это звучит гордо. Делает это Ю.Котов мягко, корректно, не злобливо, что удивительно для земных полномочий его героя. Но этот прием, честно говоря, уже набил оскомину. К нему прибегал Валерий Белякович в "На дне" в "Комедии", Виктор Симакин в "Вассе Железновой" в ТЮЗе. Можно на сегодня поставить М.Горького без цитат из других произведений
М.Горького же? Вот в чем вопрос.
Хотя дело, конечно, не в этом. По мнению создателей спектакля "Фальшивая монета", М.Горький противоречив и явно в этой пьесе не нашел точки опоры, которая помогла бы всколыхнуть составивший пьесу мелодраматический сюжет. Отсюда и "двойники": черт - Сатин, Стогов - Лука. Отсюда и медленное, без взрывов темперамента, как бы вполголоса разыгрываемое действие. Такая интонация успокаивает и усыпляет внимание зрителей, особенно в первой половине его. Но те из публики, кто справится с интонационным однозвучием первого действия, во втором, где много событий, сломов, конфликтов будут вознаграждены. Здесь "Фальшивая монета" набирает заметную художественную высоту. Не знаю вопреки ли воле создателей спектакля или по их точному расчету, но М.Горький обретает свойственную ему силу голоса. Да все мы хотим, чтобы жизнь наша состояла из добродетели. Но в природе в чистом виде мало что существует. Даже сам воздух, если я правильно что-то помню из химии, состоит из водорода, азота, которыми совсем не надышишься, и кислорода. Так и чаемая нами добродетель в каких только "соединениях" не встречается. Эту-то "химию" М.Горький чувствовал хорошо. В "Фальшивой монете" добродетель синтезировалась в причудливых человеческих характерах. Р.Горяев и актеры мягко и интеллигентно выставляют публике на показ эти "симбиозы". Все дело в том, кто и что поддерживает человека в этой жизни судьба, Бог, страсть, культура... Стоит вбросить черту пару фальшивок монет в людскую компанию и такое завертится... Эх, как хрупок и одинок человек в этой жизни. Лишь время не знает конца... Вот и опять кто-то звонит и звонит в дверной колокольчик. Кто там? Новый акт бесконечной драмы жизни?
А здесь уже прошли перед нами. Живая, свободная Наташа. Молодая актриса Мария Мельчникова чувствует себе в этой роли уверенно, наполненно. Великомученица Полина. Ольга Берегова искренна, но масштаб характера ее героини, переходы из одного состояния в другое, требуют укрупнения все же. Старый, одной ногой уже шагнувший в миры иные Кемской. Хороший дебют на нижегородской сцене артиста Николая Пожарницкого, приехавшего к нам из Сибири. Его персонаж, отягощенный старостью человек, пребывает в мучительной борьбе за то, чтобы уйти, оставив в мире еще хоть каалю добродетели. Смешной, маленький по природе своей, по мыслям и чувствам Глинкин. Артист Дмитрий Суханов проводит роль в точном рисунке и хорошо поет, между прочим. Не ясно только одно, за что Наталья могла изначально числить такого человека своим женихом. Неужели за душевное пение? И Яковлев, часовых дел мастер, тяжелый, гребущий под себя, остервенело жадный - настоящий мещанин. У Валерия Никитина мещанская жилка его героя - откровенная, в чем-то просто примитивная, прописана четко и рельефно. Надо сказать, что в спектакле удачно продуманы, решены костюмы его участников, в первую очередь согласуясь с цветовой гаммой спектакля. "Нестыковка" случилась только с костюмом Яковлева. Ходит он в каком-то фартуке не то столяра, не то мясника, в темных, грубых сапогах. А работа-то у него мелкая, сидячая, за столом. Часовщик - это работник не физического, а скорее умственного труда. И реакции у Яковлева это не плевки чувств, как у обитателя Растеряевой улицы, а тоньше и многоступенчатей.
...Известный китайский поэт Ду Фу, в оставил такую чеканную формулу для любителей поэзии - "не пренебрегая современниками, любить древних". Мне кажется, в театре драмы в два последних сезона взяли абсолютно четкий курс - "не пренебрегая современниками, любишь играть классику". "Фальшивая монета" одно из доказательств этого.

Следите за нашими новостями в удобном формате