Народная драма о Минине в стиле древнегреческой трагедии

Народная драма о Минине в стиле древнегреческой трагедии

Спектакль «Смута», впервые показанный в Нижегородском театре драмы имени М. Горького в начале декабря, стал знаковым событием в завершающемся марафоне празднования 800-летия Нижнего Новгорода. За несколько часов на сцене зрителям поведали о двух десятилетиях кровавых событий в истории.

Братство волков

Объясняя замысел «Смуты» перед началом премьеры, режиссер Геннадий Шапошников отметил, что не ставил задачу создать спектакль как историческую реконструкцию, с точным цитированием архивных источников. Тем не менее в подготовительный (дистанционный) период всем актерам он рекомендовал больше читать о личностях и событиях того времени. В итоге меньше чем за две недели репетиций на свет появилась постановка, в которой хоть и заявлен номинально главный герой – Минин, но ее название, как и смысловой акцент, сместился на исследование темы власти в России.

Заявленная «народная драма» большой формы решена в стиле древнегреческой трагедии – рождает из толпы (хора) персонажей и героев. В этом определении есть прямая отсылка к опере Мусоргского «Борис Годунов», и отчасти «Смута» напоминает ее по жанру. А по эффектности декораций и светового оформления, которые создали художники Борис Шлямин и Сергей Скорнецкий, наша постановка могла бы органично вписаться в лучшие «режоперы» мира. В режиме нон-стоп перед зрителем проносится хроника отечественных правителей, их преемников, самозванцев, воинов и героев, – технично, современно, с минимумом декораций и реквизита.

В роли роковой «шапки Мономаха», переходящей от одного временщика-самодержца к другому, выведена большая волчья шуба – символ власти, а по сути – знак неминуемой гибели представителей стаи. Конвейер борьбы за власть, политических интриг и страданий, которые приносили они народу, не дает возможности проявить сочувствие ни к одному из них. Всего на несколько минут оживляют их актеры, и звучащие все новые «правильные» слова, произносимые в духе речей предвыборной агитации, убеждают, что ничего в методах претендентов на трон с тех пор не изменилось.

Кто виноват?

За всю терзаемую Русь, от лица народа, здесь отвечает Минин (актер Сергей Блохин) – его мучительный диалог-исповедь с «той, что обрывает нити» (актриса Людмила Штепанова) – инфернальным существом без пола и вне эпохи – проходит связующей линией через весь спектакль. Разматывая воображаемый клубок истории, они погружают зрителей в пекло событий, выводя в финале в сказочно-просветлевшее будущее. Действие существует одновременно в нескольких веках, в котором ты, удаляясь, – наблюдатель, а в других сценах – «очевидцем» невольно соучаствуешь в Смутных событиях.

Причины, участники, последствия – что привело страну к гибельному краю? Почему сплотить разобщенное общество смог неизвестный гражданин, откуда был родом Минин, где покоится теперь? У историков нет однозначного мнения – это и не столь важно. Но случилось, как оказалось, чудо: словно былинный Илья Муромец, перестав быть пассивным наблюдателем, наш земляк сделал свой выбор – главный в своей жизни и судьбе России. Христианские темы, размышления о сыне Божием, отправившемся на Голгофу, переплетаются в повествовании со знаковым воззванием к горожанам, под стенами кремля. И неслучайно произносит он речь, обращаясь в зал, на высоко вознесенном помосте в виде креста.

Режиссер достаточно вольно обращался с текстом пьесы драматурга Владимира Жеребцова, переписав реплики, выстроил первоисточник под свой замысел. Нестройность в речах, смешение пафосно-велеречивого слога с казенным и даже бытовым языком, когда в нем появлялись современные обороты, порой выбивала из единого стиля исторического эпоса. Возвышенное сосуществовало рядом с «низким». А утрированные до гротеска озлобленные персонажи, псевдопольский акцент Марии Мнишек, актерские роли-маски без полутонов – оставили впечатление нарочито крупных мазков на масштабном полотне спектакля.

Панорама судеб и событий, быть может, только кажется сложной для восприятия, но спектакль – не учебник истории, а повод, чтобы заинтересоваться ею. 16+

Ольга Плаксунова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате