Дом под номером восемь по улице Провиантской в Нижнем Новгороде, наконец, по заявлению архитектора Михаила Дуцева, получил статус выявленного объекта культурного наследия.
В новейшем времени это здание прославилось тем, что в нем снимали фильм «Жмурки». Но любой прохожий – если он, конечно, не ходит по улицам, крепко зажмурившись, – и безо всяких «Жмурок» обращал внимание на когда-то роскошный дом. Невозможно пройти равнодушно мимо сруба из мощных необшитых бревен с огромными окнами-«аквариумами», не удивиться «страусовым перьям» над входом в парадное. Еще не так давно сбоку от дома имелся заброшенный двор с вековыми деревьями и старыми качелями. Некоторые исторические постройки уже утрачены. Стремительно вытеснявшие исторический город офисы обступают модерновый раритет всё плотнее, но теперь, хочется верить, старый дом устоит перед натиском элитных новостроек. В течение года в отношении дома на Провиантской, 8,
должна быть проведена экспертиза. По ее итогам планируется включить ценный объект в реестр памятников, тем самым защитив его от сноса. А он того достоин: об истории дома, о его собственниках и жильцах можно написать толстую увлекательную книгу!
Градозащитница Анна Давыдова выложила на портал opentextnn.ru интереснейшее исследование по этому поводу. Приведу лишь несколько тезисов из него.
Участок, на котором сейчас стоит этот дом, был размежеван и обрел собственника двести и один год назад – в 1819 году. Первый известный нам чертеж дома датирован 1839 годом. Усадьба принадлежала коллежскому советнику Тимофею Погуляеву, а автором проекта являлся главный городской архитектор Георг Кизеветтер. Среди его творений немало памятников архитектуры, в их числе усадьба Добролюбовых и чайная «Столбы».
Затем дом перестраивал молодой академик архитектуры, сын знаменитого этнографа Лев Даль, он, кстати, некоторое время и сам жил в этом доме.
Имеются свидетельства того, что в дом усадьбы Погуляевых приводили маленького Милия Балакирева – он играл на рояле для собиравшейся там интеллигенции.
Довелось дому номер восемь по Провиантской побыть гостиницей для богатых постояльцев. Новый владелец, купец Березин, обустроил ее на славу, предусмотрев различные удобства для взыскательных гостей. В частности, во дворе имелась конюшня, территория охранялась сторожем, для которого была выстроена караульная. На крыше имелся солярий, во внутреннем дворе – фонтан, в пристрое функционировала домовая церковь.
В бывшем усадебном флигеле, выходящем на Большую Печерскую, жили братья Ляпуновы. Старший, Александр, стал всемирно известным академиком-математиком, средний, Сергей – пианистом и композитором, а младший Борис стал филологом, тоже академиком.
Заявка на включение дома в список ОКН уже подавалась, но была отвергнута.
– Будем надеяться, что на сей раз Управление государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии со своим предназначением и действующим законодательством защитит столь интересный объект исторической среды от посягательств застройщиков, – резюмирует Анна Давыдова.
Мария Владимирова. Фото Александра Воложанина.