Как заработать миллиард долларов, рассказал Игорь Магазинник

Как заработать миллиард долларов, рассказал Игорь Магазинник

Превратить Нижний Новгород в столицу IT-индустрии, объединить программистов нашего региона, для этого был создан просветительский проект «НЕЙМАРК. Лекторий», который стартовал осенью прошлого года. Это цикл открытых встреч, организованных в рамках пилотного проекта по запуску IТ-кампуса, который также будет носить имя нижегородского математика, основателя факультета ВМК Юрия Неймарка.

На встречах лектория успешные программисты, представители самых известных IT-компаний делятся своими историями успеха и отвечают на вопросы начинающих программистов. Одна из первых  встреч была с создателем вайбера, программистом Игорем Магазинником. Детище Игоря очень популярно у нижегородцев. Именно в этом приложении больше всего родительских и общедомовых чатов. Как заработать миллиард долларов в IT, об этом рассказал известный айтишник.

Найти свое «грибное» место

– К созданию вайбера нас подтолкнуло недовольство существующими вариантами международной связи, пользоваться ими было неудобно, а мне и моим друзьям это было необходимо. Когда возникла идея вайбера, стало понятно, что таким приложением мы сами готовы активно пользоваться. Аудитория вайбера сегодня охватывает не только страны СНГ, но и страны дальнего зарубежья. Если смотреть на существующие месседжеры, то все они на данный момент обладают одинаковым функционалом. Я ушел из компании Viber в 2015 году и у меня не осталось никаких рычагов влияния, за тем, что там происходит, слежу теперь как сторонний наблюдатель.

– Где сегодня брать бизнес-идеи, когда кажется, что все уже создано, да и конкуренция огромная?

– Количество различных цифровых продуктов, сервисов, решений все время увеличивается, и ощущение, что все уже придумано, только усиливается. Но раз новые продукты все же создаются, следовательно, свободные ниши, «грибные места» на рынке остаются. Черпать идеи стоит из собственного опыта, личных болей. Вайбер именно так и родился – хотелось звонить, общаться, но это было дорого и неудобно. Так же из личной потребности – слушать любимую музыку бесплатно – была придумана файлообменная сеть iMesh. Количество проблем у людей не уменьшается, нужно видеть их, придумывать, как их решить… Еще важно держать руку на пульсе – оставаться в курсе того, что делают другие, в каких сферах возникают новые стартапы…

– Как вайбер монетизировался, если сначала там не было рекламы?

- Первоначально вайбер не приносил прибыли. Заработать мы пытались на платных стикерпаках (наборах авторских картинок для пересылки друг другу при общении), продаже возможности распознавания входящих звонков в разные страны и входящих звонков операторам связи. Эти способы нам казались более приемлемы, но они не делали наш продукт окупаемым, пока на каком-то этапе не пришла реклама. Я сам от нее не в восторге, но без нее никуда…

Странная сделка века

– Вайбер был продан за баснословную сумму – 900 миллионов долларов. Как правильно презентовать свою идею на встречах с людьми, у которых есть большой капитал? Как вам удалось продать компанию и оставить за собой должность?

– Если технологическую компанию покупает другая компания и при этом не пытается оставить ее фаундеров, а также предыдущий менеджмент, то это свидетельствует о некоторых умственных проблемах у руководства компании-покупателя. (Фаундер – это основатель или учредитель какого-то дела, бизнеса. Применяется в отношении стартапов, где, по сути, основатель – это тот, кто вкладывает деньги в развитие задуманного предприятия. – Прим. А. М.).

Если купить компанию и при этом ее обезглавить, из этого очень редко получается что-то хорошее. Покупка вайбера была достаточно странной сделкой, потому что мы не стремились ее продать, а искали инвестора. Наше детище на тот момент не зарабатывало, нам были нужны средства на развитие вайбера. Но когда мы познакомились с представителями японской компании Rakuten и они ближе узнали нас и наш продукт, то у них возникла идея купить нашу компанию, а не инвестировать в нее. Так, отчасти неожиданно для нас, состоялась эта сделка.

В любых мессенджерах (и вайбер не исключение) потенциальным инвесторам и покупателям интересна аудитория. Наша аудитория на тот момент была большая – сотни миллионов активных пользователей, это делало нас привлекательными и позволило так дорого продать вайбер.

– Какие навыки и компетенции позволяют успешно продавать стартапы?

– Главное – создать хороший продукт, правильную компанию. Есть люди, которые считают, что если освоить маркетинг, то это позволит продавать что угодно. Но мне далека такая позиция. Я старомоден, считаю, что главное – это качественный продукт.

Что касается навыков, то стоит понимать, что обычно у фаундера компании есть какая-то должность – генеральный директор, директор по технологиям или просто программист – у каждой должности свои основные умения и навыки. Но если посмотреть на то, что значимо для компании в целом, то очень важный фактор успеха – это люди, команда. Стоит развивать навыки, позволяющие собрать вокруг себя единомышленников, вместе с которыми вы будете что-то вместе делать, делать с удовольствием и желательно при этом не ссориться.

Секрет успеха

– Как создать успешный проект, компанию?

– Нужна эффективная команда и очень важна идея. Идея должна быть своевременна. Третий фактор – удача. Когда мы выходили на рынок с вайбером, то уже был вацап, позволяющий бесплатно посылать сообщения, и был скайп. Скайп неудобен тем, что для того, чтобы созвониться, нужно назначить время, чтобы оба собеседника его одновременно включили. Кроме того, за какие-то полчаса скайп съедал зарядку телефона. Мы увидели этот пробел. Тогда никто не предлагал помимо бесплатных сообщений, возможность бесплатно совершать звонки через IP, через телефонную книжку, и наша идея сработала. Новые бесплатные возможности всегда мегапривлекательны. Да, мы совершили ошибку – сделали ставку на голосовые звонки, а если бы сразу вайбер давал возможность и бесплатно звонить, и бесплатно посылать сообщения, то его судьба была бы иной.

– Чтобы создать свою компанию, обязательно нужно быть программистом?

– Не обязательно. Например, Стив Джобс (Аpple) не программист, американский предприниматель и миллиардер Илон Маск тоже не айтишник.

– Как вы делили доли компании в своей команде? Играет ли роль количество вложенных усилий, инициативность?

– Нельзя сказать заранее, кто, сколько труда будет вкладывать… Стоит отталкиваться от потенциала человека, от того, какую должность занимает, исходить из меры ответственности, которую каждый на себя берет. Договориться о разделе процентов важно в самом начале пути, иначе потом  это создаст проблемы. Как говорят американцы – хорошие заборы делают хорошими соседей.

– Как вы отбираете стартапы, компании, в которые инвестируете?

– Над вопросом определения критериев отбора стартапов мы бились несколько недель и пришли к следующему. Первое – это синергия с командой компании, если с фаундерами неприятно общаться, неинтересно, грубо говоря, не хочется пригласить их попить пива, значит, это не наша история. Второй фактор: нам хотелось, чтобы компании, в которые мы будем вкладываться, делали наш мир лучше. Глобально влиять могут только бизнесы с большим оборотом. Третий фактор: не должно быть видимого стеклянного потолка. Очень часто, глядя на конкретную компанию, можно сказать, куда она может прийти, какую нишу займет на рынке. Допустим, при достижении своих целей компания, предлагающая стартап, будет стоить 50 миллионов долларов. Это очень неплохо, но не совсем соответствует нашему уровню амбиций.

Справка «НН»

Программист Игорь Магазинник (Viber) в прошлом нижегородец, жил в Канавинском районе, учился в школе №121. В настоящее время израильский предприниматель, один из соз­дателей приложения Viber и одноименной компании, основал такси-сервис Juno, соинвестор компании H2Pro, совладелец технологического инкубатора PentaLab. В рамках проекта «НЕЙМАРК» Игорь Магазинник согласился оценивать идеи нижегородских стартапов и давать авторам свои советы.

Записала Александра Махлина.

Следите за нашими новостями в удобном формате