Нижегородский ТЮЗ в очередной раз продемонстрировал нам свой современный молодежный настрой. Известная история Александра Островского «Доходное место» в интерпретации режиссера Владимира Даная, художницы Ольги Кузнецовой предстала перед зрителями «пересаженная» в современные рамки бытия. Газета высказалась об этом с восторгом.
Первыми зрителями премьеры стали мы, педагоги, директора и учителя. Зрители высоко оценили постановку и в конце аплодировали стоя, несмотря на то, что увидели знакомую пьесу в совершенно неожиданном ракурсе. Прошло довольно много времени, а я не перестаю думать об этой постановке. И вот почему.
«Костюмной» старины и неизвестной жизни чиновников XIX века в спектакле вы не увидите. От знакомого Островского остались фабула и сюжет, главные монологи героев, услышать которые, конечно, полезно школьникам, изучающим русскую литературу. Дети мало читают, а прочитанное плохо понимают. Спектакль наполнен очень театральными и нетрафаретными находками, придумками, необычной сценографией, которые прочно вплелись в контекст. Убойная музыка и оформление, полное намеков, заставляющих думать.
Замкнутые в «соты» куба и распределенные по ранжиру бедные и богатые, честные и пройдохи пересекаются в самых драматических моментах сюжета. Это в духе Александра Николаевича Островского. А насквозь, по всем квадратам проходит удачно придуманный режиссером, почти незримый и прозрачный персонаж – совесть героев.
Прочитанная будто глазами нынешнего школьника пьеса о любви, отношениях, человеческих ценностях талантливо переводит старую пьесу с языка предков на нынешний. И теперь хочется поспорить, можно или нельзя так вольно обходиться с классикой, текстом бессмертной драмы, это полезно как для зрителей, так и для других театральных изобретателей.
Ирина Александрова, педагог. Фото Александра Воложанина.