Наука как аналог религии

Наука как аналог религии

Интерес к науке нужно зажигать в сердцах детей еще в школе или даже в детском саду. Проблема привлечения молодежи в науку сегодня актуальна для России как никогда. Эту проблему обсуждали в Нижнем Новгороде на прошлогоднем форуме «Учитель и наука» и  на днях в пресс-центре Нижегородского областного информационного центра (НОИЦ). 

Национальная идея

Дети сегодня в большинстве своем хотят быть блогерами и зарабатывать большие деньги. Это не значит, что молодое поколение неправильно воспитано, но из этого следует, что все же нужно больше рассказывать ребятам об актуальных профессиях.

– У нас большая многонациональная страна. Мы до сих пор дискутируем о том, что составляет для нас общие ценности. Это вопрос очень важный. Ценность науки технологий должна стать такой же объединяющей идеей. Развитие общества сегодня завязано на науке и технологиях. Если бы научные исследования стали неким аналогом религии, тогда наша страна рванула бы вперед, – убежден президент Российской академии наук Александр Сергеев.

Интерес к научным исследованиям нужно закладывать в школе, с помощью университетов, Академии наук, наших ученых. Иначе мы не двинемся вперед. Да, есть опыт Китая, который сначала стал богатой страной, а затем начал вкладывать огромные деньги в науку и технологии. России нужно сделать ставку на человеческий капитал и через его развитие дать импульс экономике, чтобы она начала развиваться по более крутой траектории. Это очень важный вызов, как для ученого, так и для педагогического сообщества, считает президент РАН.

Чтобы увлекать других наукой, педагог сам должен быть ею увлечен. 

– У студентов педагогических вузов должна быть мотивация заниматься исследованиями во время учебы, и она должна сохраняться, когда молодой учитель приходит в школу. Необходимо, чтобы учитель понимал важность этой работы, – отмечает заместитель президента Российской академии образования, доктор психологических наук Виктор Басюк. – В конце 90-х было не самое простое время для страны, но именно тогда появилось огромное число педагогов-новаторов. Это и легендарный Шалва Амонашвили, Евгений Ямбург, Александр Католиков, который создал систему воспитания, обеспечивающую детям-сиротам условия жизни, близкие к семейным. 

В то же время, как считает Виктор Басюк, нельзя в течение 30 лет одну и ту же тему рассказывать одинаково. Эта проблема есть и в школах, и в университетах.

– Недавно в одном вузе профессор заявил, что в 1979 году он защитил докторскую диссертацию и ему уже никакое самосовершенствование не требуется. Конечно же, это неправильно. Сейчас задача разработать управленческие решения, благодаря которым в вузах будет формироваться мотивационная среда для педагогов, – рассказал он.

Мотивировать учителя

– Считается, что у учителя есть четыре основные потребности – достойная оплата труда, современное оснащение учебного процесса, непрерывное профессиональное образование и бережное отношение руководства школ к рабочему времени педагога, что важно, чтобы учитель успевал заниматься самообразованием и научной работой, – говорит и.о. ректора НГПУ им. К. Минина Виктор Сдобняков.

 –  Заработная плата – главный вопрос мотивации. Надо, чтобы средняя зарплата по региону равнялась ставке педагога. Иначе ему приходится  брать большую нагрузку и ресурса на научную деятельность у него просто не остается. Кроме того, нужны сильные кадры, чтобы в учителя шли лучшие из лучших абитуриентов. Когда зарплата у молодого педагога 12 тысяч руб­лей, то желающих работать немного, – перечисляет актуальные учительские проблемы директор Сосновской средней школы №1 Андрей Андриенко.

Виктор Басюк тоже считает, что давно уже назрела необходимость менять подходы и принципы начисления заработной платы учителям. Должна быть существенно увеличена гарантированная часть зарплаты, которая прописывается в трудовом договоре, сейчас эта сумма минимальная, а к ней идут разные стимулирующие доплаты, которых огромное количество. Например, в некоторых школах придумана доплата… за полив цветов. Размер зарплаты должен быть понятен учителю, а перечень стимулирующих выплат необходимо зафиксировать на государственном уровне. 

Но не менее важно и нематериальное стимулирование педагогов. Сегодня сильные абитуриенты уезжают учиться в ведущие вузы страны. И домой редко кто из них возвращается, так как на местах не созданы условия для его возврата. Порой молодые специалисты идут работать в столичный «Макдоналдс», в то время как в родном городе или поселке ощущается острая нехватка педагогов именно этого профиля. 

– Кроме того, немало молодых людей, которые в свое время пошли в педагогику, не имеют врожденной способности к преподаванию и работе с детьми. Однако нет эффективных механизмов переквалификации и вовлечения этих людей в систему образования, – отметил Виктор Басюк.

Есть запросы рынка 

В СССР были Герои Социалистического Труда. Детей воспитывали на их примерах. Капитализм предполагает получение максимальной прибыли за минимальные деньги. Тех, у кого это лучше всего получается, по логике, надо считать  «героями» капиталистического труда. 

– Если блогеры зарабатывают больше, чем министры, значит надо становиться блогером – таковы законы экономики. Мы прыгнули в другую формацию, а наши мерила, подходы к жизни остались прежними. Нам хочется осуждать желание становиться блогерами, – расставляет точки над i президент РАН Александр Сергеев. – В сложившейся ситуации государство должно продвигать некоторые профессии, в том числе профессию учителя. Есть социальный запрос на педагогов, но определяющей является потребность рынка труда. Конечно, хочется, чтобы экономические заказчики были высококвалифицированными, например, такими, как Госкорпорация «Рос­атом», где хорошо понимают значимость науки. Но главная цель любой корпорации – это прибыль. Важно, чтобы запросы рынка определяли компании, которые способствуют росту научно-технологического уровня нашей страны.

Мнение, которое прозвучало на форуме, что вузы и школы также должны больше сотрудничать, может стать хорошим дополнением к этому тезису. Собственно,  в этом направлении делаются уже и практические шаги. Как рассказал и.о. ректора Мининского университета Виктор Сдобняков, их вуз активно взаимодействует со школами, оказывает им кадрово-методическую поддержку. В регионе с участием университета создаются психолого-педагогические классы. Результатом такого эффективного сотрудничества вуза и школы  и должны стать подготовленные,  мотивированные абитуриенты.

Компетентно

Директор Регионального центра «Вега» Ирина Зиновьева:

– Наш региональный центр «Вега» создан в 2019 году и работает по модели «Сириуса» по направлениям наука, искусство и спорт. Его задача – выявление и развитие талантливой молодежи через различные конкурсы, олимпиады. С этого года запускаем пилотный проект, направленный на выявление способных дошкольников.

Директор лицея № 38 Ирина Кучерова:

– Развивать научное мышление помогает проектная деятельность, наставников для детей помогают найти вузы-партнеры. Ребят – авторов серьезных научно-исследовательских работ – направляем на различные конференции. Совсем недавно наши лицеисты привезли 10 наград со Всероссийского конкурса имени Менделеева.

Директор Научно-образовательного комплекса ИПФ РАН Александр Рейман:

– Нижегородский лицей № 40 ведет системную и глубокую работу по воспитанию будущих ученых. С 1961 года он сотрудничает с Институтом прикладной физики Российской академии наук. Сотрудники института ведут у школьников уроки. В лицее есть Школа юных волшебников для начальной школы, где вместе с научными сотрудниками университета Лобачевского ребята учатся проводить эксперименты. Для старшеклассников открыты специализированные классы – физические, инженерные, биолого-химические, IT-класс.

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате