Интерес к науке нужно зажигать в сердцах детей еще в школе или даже в детском саду. Проблема привлечения молодежи в науку сегодня актуальна для России как никогда. Эту проблему обсуждали в Нижнем Новгороде на прошлогоднем форуме «Учитель и наука» и на днях в пресс-центре Нижегородского областного информационного центра (НОИЦ).
Национальная идея
Дети сегодня в большинстве своем хотят быть блогерами и зарабатывать большие деньги. Это не значит, что молодое поколение неправильно воспитано, но из этого следует, что все же нужно больше рассказывать ребятам об актуальных профессиях.
– У нас большая многонациональная страна. Мы до сих пор дискутируем о том, что составляет для нас общие ценности. Это вопрос очень важный. Ценность науки технологий должна стать такой же объединяющей идеей. Развитие общества сегодня завязано на науке и технологиях. Если бы научные исследования стали неким аналогом религии, тогда наша страна рванула бы вперед, – убежден президент Российской академии наук Александр Сергеев.
Интерес к научным исследованиям нужно закладывать в школе, с помощью университетов, Академии наук, наших ученых. Иначе мы не двинемся вперед. Да, есть опыт Китая, который сначала стал богатой страной, а затем начал вкладывать огромные деньги в науку и технологии. России нужно сделать ставку на человеческий капитал и через его развитие дать импульс экономике, чтобы она начала развиваться по более крутой траектории. Это очень важный вызов, как для ученого, так и для педагогического сообщества, считает президент РАН.
Чтобы увлекать других наукой, педагог сам должен быть ею увлечен.
– У студентов педагогических вузов должна быть мотивация заниматься исследованиями во время учебы, и она должна сохраняться, когда молодой учитель приходит в школу. Необходимо, чтобы учитель понимал важность этой работы, – отмечает заместитель президента Российской академии образования, доктор психологических наук Виктор Басюк. – В конце 90-х было не самое простое время для страны, но именно тогда появилось огромное число педагогов-новаторов. Это и легендарный Шалва Амонашвили, Евгений Ямбург, Александр Католиков, который создал систему воспитания, обеспечивающую детям-сиротам условия жизни, близкие к семейным.
В то же время, как считает Виктор Басюк, нельзя в течение 30 лет одну и ту же тему рассказывать одинаково. Эта проблема есть и в школах, и в университетах.
– Недавно в одном вузе профессор заявил, что в 1979 году он защитил докторскую диссертацию и ему уже никакое самосовершенствование не требуется. Конечно же, это неправильно. Сейчас задача разработать управленческие решения, благодаря которым в вузах будет формироваться мотивационная среда для педагогов, – рассказал он.
Мотивировать учителя
– Считается, что у учителя есть четыре основные потребности – достойная оплата труда, современное оснащение учебного процесса, непрерывное профессиональное образование и бережное отношение руководства школ к рабочему времени педагога, что важно, чтобы учитель успевал заниматься самообразованием и научной работой, – говорит и.о. ректора НГПУ им. К. Минина Виктор Сдобняков.
– Заработная плата – главный вопрос мотивации. Надо, чтобы средняя зарплата по региону равнялась ставке педагога. Иначе ему приходится брать большую нагрузку и ресурса на научную деятельность у него просто не остается. Кроме того, нужны сильные кадры, чтобы в учителя шли лучшие из лучших абитуриентов. Когда зарплата у молодого педагога 12 тысяч рублей, то желающих работать немного, – перечисляет актуальные учительские проблемы директор Сосновской средней школы №1 Андрей Андриенко.
Виктор Басюк тоже считает, что давно уже назрела необходимость менять подходы и принципы начисления заработной платы учителям. Должна быть существенно увеличена гарантированная часть зарплаты, которая прописывается в трудовом договоре, сейчас эта сумма минимальная, а к ней идут разные стимулирующие доплаты, которых огромное количество. Например, в некоторых школах придумана доплата… за полив цветов. Размер зарплаты должен быть понятен учителю, а перечень стимулирующих выплат необходимо зафиксировать на государственном уровне.
Но не менее важно и нематериальное стимулирование педагогов. Сегодня сильные абитуриенты уезжают учиться в ведущие вузы страны. И домой редко кто из них возвращается, так как на местах не созданы условия для его возврата. Порой молодые специалисты идут работать в столичный «Макдоналдс», в то время как в родном городе или поселке ощущается острая нехватка педагогов именно этого профиля.
– Кроме того, немало молодых людей, которые в свое время пошли в педагогику, не имеют врожденной способности к преподаванию и работе с детьми. Однако нет эффективных механизмов переквалификации и вовлечения этих людей в систему образования, – отметил Виктор Басюк.
Есть запросы рынка
В СССР были Герои Социалистического Труда. Детей воспитывали на их примерах. Капитализм предполагает получение максимальной прибыли за минимальные деньги. Тех, у кого это лучше всего получается, по логике, надо считать «героями» капиталистического труда.
– Если блогеры зарабатывают больше, чем министры, значит надо становиться блогером – таковы законы экономики. Мы прыгнули в другую формацию, а наши мерила, подходы к жизни остались прежними. Нам хочется осуждать желание становиться блогерами, – расставляет точки над i президент РАН Александр Сергеев. – В сложившейся ситуации государство должно продвигать некоторые профессии, в том числе профессию учителя. Есть социальный запрос на педагогов, но определяющей является потребность рынка труда. Конечно, хочется, чтобы экономические заказчики были высококвалифицированными, например, такими, как Госкорпорация «Росатом», где хорошо понимают значимость науки. Но главная цель любой корпорации – это прибыль. Важно, чтобы запросы рынка определяли компании, которые способствуют росту научно-технологического уровня нашей страны.
Мнение, которое прозвучало на форуме, что вузы и школы также должны больше сотрудничать, может стать хорошим дополнением к этому тезису. Собственно, в этом направлении делаются уже и практические шаги. Как рассказал и.о. ректора Мининского университета Виктор Сдобняков, их вуз активно взаимодействует со школами, оказывает им кадрово-методическую поддержку. В регионе с участием университета создаются психолого-педагогические классы. Результатом такого эффективного сотрудничества вуза и школы и должны стать подготовленные, мотивированные абитуриенты.
Компетентно
Директор Регионального центра «Вега» Ирина Зиновьева:
– Наш региональный центр «Вега» создан в 2019 году и работает по модели «Сириуса» по направлениям наука, искусство и спорт. Его задача – выявление и развитие талантливой молодежи через различные конкурсы, олимпиады. С этого года запускаем пилотный проект, направленный на выявление способных дошкольников.
Директор лицея № 38 Ирина Кучерова:
– Развивать научное мышление помогает проектная деятельность, наставников для детей помогают найти вузы-партнеры. Ребят – авторов серьезных научно-исследовательских работ – направляем на различные конференции. Совсем недавно наши лицеисты привезли 10 наград со Всероссийского конкурса имени Менделеева.
Директор Научно-образовательного комплекса ИПФ РАН Александр Рейман:
– Нижегородский лицей № 40 ведет системную и глубокую работу по воспитанию будущих ученых. С 1961 года он сотрудничает с Институтом прикладной физики Российской академии наук. Сотрудники института ведут у школьников уроки. В лицее есть Школа юных волшебников для начальной школы, где вместе с научными сотрудниками университета Лобачевского ребята учатся проводить эксперименты. Для старшеклассников открыты специализированные классы – физические, инженерные, биолого-химические, IT-класс.
Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.