По сей день подрастающие поколения россиян взращиваются на социально-критической литературе с ее сочувствием к «униженным и оскорбленным»… и классовым презрением к «богатеям». Вспомним Гоголя, Островского, Достоевского: в их бессмертных произведениях коммерсанты выведены исключительно мерзкими, беспринципными персонажами, готовыми ради выгоды буквально продаться дьяволу.
Много лет вбивалось в сознание, что разбогатеть и приумножить капитал, быть коммерчески успешным – плохо и нечестно. Конечно, был Кустодиев, создавший замечательную портретную галерею типажей-коммерсантов, но все эти бородатые, мордатые, крепкие, одетые в дорогие статусные шубы и сидящие у самоваров персонажи воспринимались как-то не всерьез, но словно герои сказок Древней Руси. Этому поспособствовала и вскоре имевшая место Октябрьская революция, массово вычеркнувшая купечество из актуальной истории.
Прошли десятилетия. История сделала виток – и появились «новые русские», умело пускавшие в оборот всё что ни попадя и снимающие богатый навар, щеголяющие в статусных одеяниях и при перстнях, устраивавшие невиданные, многомиллионные кутежи, и снова Запад дивился русскому размаху. Точно так же между представителями одной отрасли не на жизнь, а на смерть велись конкурентные войны: из хрестоматийного можно упомянуть демпинговое противостояние нижегородских судовладельцев Кашина и Зарубина. Так же, как их далекие предшественники, наиболее дальновидные «новые купцы» строили крепкий бизнес, отправляли детей в университеты Европы, да и сами целенаправленно «окультуривались», нанимая для себя хороших учителей, посещая курсы хороших манер и тренинги публичности, в итоге поднимаясь в относительно элитные слои общества. В этом плане весьма познавательно, интересно сравнить и провести параллели между историческими пластами разницей в век – девяностыми и нулевыми годами XIX и XX столетий.
Итак, выставка из истории нижегородского купечества открыта на идеально подходящей для этого площадке – в знаменитом особняке нижегородских купцов Рукавишниковых. Особняк этот сам по себе является блистательным экспонатом по теме – от инициирующей мысли (перестроенный, в том числе, с целью публичной демонстрации богатства хозяев) до интерьеров и финальной национализации. Опять же, Нижний Новгород в этом плане – средоточие, место силы: как важнейший торговый центр страны он ежегодно принимал тысячи российских и зарубежных купцов на Нижегородской ярмарке, став местом формирования новых купеческих династий. Бугровы, Башкировы, Рукавишниковы, Блиновы – эти и другие фамилии нижегородских купцов знали в России и далеко за её пределами.
Что представили в экспозиции, рассказывающей о жизни купецкой? Предметы быта и одежды, «рабочее место», лавку, награды, портреты, документы. Дензнаки, конечно же, – как тут не вспомнить знаменитого кустодиевского «Купца, считающего деньги». Всё – надежно и крепко. Солидно и красиво, хотя порой не без излишеств. Дорого, но по-крестьянски практично и обстоятельно.
Выставка разместилась в трех залах первого этажа и хронологически разделена на две зоны. Экспонаты, относящиеся к первой половине ХIХ века, рассказывают о зарождении крупных нижегородских купеческих династий. В разделе, представляющем рубеж ХIХ-ХХ веков, посетителей знакомят с известными купеческими династиями, их торговой деятельностью, службой на поприще городского самоуправления и, конечно, благотворительностью.
– Выставка позволит познакомиться с особенностями купеческой жизни в разных её проявлениях: внешний облик представителей сословия, детали костюма, домашняя обстановка купеческого дома, дела торговые. Мы предлагаем проследить, как на протяжении ХIХ века менялся образ купца. Ведь родоначальниками купеческих династий зачастую были безграмотные бывшие крепостные крестьяне, выкупившие вольную и заработавшие потом огромные состояния. Детям и внукам они стремились дать хорошее образование, что способствовало превращению купеческого сословия в региональную интеллигенцию, – говорит автор выставки Юлия Лысенко.
Выставка работает до конца 2022 года, а экскурсия по ней включена в обзорную экскурсию по Усадьбе Рукавишниковых. 6+
Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.