Этот апрель, несомненно, запомнится театралам разноплановыми премьерами и событиями, одно из которых – гастроли Орловского государственного академического театра имени И.С. Тургенева. Пять спектаклей показали орловцы на сцене нижегородского театра драмы, и все они прошли с аншлагами. В свою очередь, в те же дни артисты нижегородского драмтеатра выходили на сцену орловского театра.
Обменная поездка смогла состояться благодаря федеральной программе «Большие гастроли». Впервые орловские артисты приехали в Нижний Новгород со своими репертуарными спектаклями. Впрочем, раньше некоторые из них участвовали в нашем конкурсе «Поют актеры драматических театров России» и, по их словам, за прошедшее с тех пор время город преобразился и произвел приятное впечатление. При всей внешней деловой активности центра и мощи (в Нижнем, для сравнения, почти на миллион жителей больше, чем в Орле), нижегородцы поразили их внутренним спокойствием, приветливостью и отзывчивостью.
Каждый показ не на своей сцене, даже обкатанных годами спектаклей, как рассказали артисты театра, для них сродни премьере – это всегда стресс и проверка на профессионализм. Выбирали, что привезти нижегородцам, представители принимающей стороны – по названиям и возможностям нижегородской сцены, в которую не всегда могли вписаться более масштабные постановки.
Каждая из пяти постановок создала запоминающиеся образы эпох. Сначала это была романтическая вторая половина XIX века – в «Первой любви», по повести знакового для Орла Ивана Тургенева, с которым, как и у нижегородцев с Горьким, связано очень многое. Спектакль – «визитная карточка» театра – решен в модном ныне жанре мюзикла. Сюжет стал отчасти его заложником, снивелировав драму главного героя, вчерашнего подростка Володи.
Схожие были темы затронуты и в другом спектакле – «Темные аллеи», по мотивам рассказов Ивана Бунина. Каждый персонаж здесь безответно в кого-то влюблен и несчастен, но все проходит. И то далекое, прошедшее, потом кажется самым счастливым временем в жизни. Воспоминания переносят художника-эмигранта в начало ХХ века и обратно, в русский Париж 1930-х, где его существование, в финале жизни, наполнено сожалением об ошибках молодости.
Три следующих спектакля продолжили театральное путешествие во времени. Ретро-комедия «Единственный наследник» – поучительная история в стихах из далекой французской жизни перенесла нас в костюмную эпоху XVIII века. Комедия «Осторожно, обхо-хо-чешься!» вновь возвратила в 1920-е, с характерными музыкой и танцами, чтобы улыбнуться на произведениях Аркадия Аверченко и Надежды Тэффи. А в заключительный день мы оказались в настоящем с запутанной комедией положений «Папа в паутине», самого кассового «классика» нынешних российских афиш – Рея Куни.
Главный итог первого знакомства с орловцами можно сформулировать словами, прозвучавшими в одном из спектаклей: «мило и искренне». Театр следует классическим традициям – чтобы на сцене было хорошо видно и слышно актеров, а показанные истории были бы интересно разыграны и понятны зрителям. И поклонников такого принципа, как показали гастроли, в Нижнем немало.
Ольга Солнцева. Фото Александра Воложанина.