Валерий ШАНЦЕВ: "Я не делю людей на своих и чужих"

Валерий ШАНЦЕВ: "Я не делю людей на своих и чужих"

В июне "Единая Россия" назовет Дмитрию Медведеву трех кандидатов на должность главы региона, в августе по представлению президента Законодательное собрание рассмотрит вопрос о наделении полномочиями губернатора на следующие пять лет. Так какими же были последние пять лет для губернатора Валерия Шанцева?
Нижний Новгород - это значит домой
- Валерий Павлинович, в августе исполняется пять лет с момента Вашего вступления в должность губернатора. Наверняка в мае 2005 года Нижегородская область была для Вас всего лишь одним из 89 регионов страны. А чем она является для Вас сегодня?
- Действительно, когда получил полномочия губернатора Нижегородской области, начал с нуля знакомиться и с регионом, и с его людьми.
Теперь спустя пять лет Нижегородская область - это мой родной край, которому я отдал много сил, знаний и времени на решение существующих проблем. Я полюбил природу этого края, полюбил людей, живущих здесь. Людей - особенно, они у нас удивительные: очень трудолюбивые, очень терпеливые, но мы не имеем права долго испытывать их терпение и пользоваться таким отношением к результатам работы органов власти.
Я очень полюбил песни Нижегородской области. Вообще, любовь к песням - это у меня от отца с матерью. Сейчас я с удовольствием пою "Сормовскую лирическую" и "Нижний Новгород". Сама фраза "Нижний Новгород - это значит домой" стала моей любимой.
- Когда в 2005 году Вы приехали в Нижегородскую область, у Вас состоялась серия встреч - еще как кандидата в губернаторы - с так называемой элитой региона: культурной, общественной, политической. Если сравнивать первое впечатление от общения с ними тогда с тем, как Вы оцениваете этих людей сегодня, то насколько разными будут эти оценки?
- Я не люблю слово "элита". Оно мне не нравится: как будто есть какая-то высшая категория людей, есть середнячки, а есть вообще никто. Понятно, что, когда организуются встречи, на них приглашаются наиболее ответственные, почитаемые люди. Тогда, в 2005 году, у меня не возникло никаких трудностей при общении, потому что это был разговор с людьми, которые знают, о чем они говорят. Я не мог тогда многого обещать, надо было сначала разобраться с ситуацией.
Помню, что меня поразила одна вещь: на каждой встрече меня спрашивали: достроите вы цирк или не достроите? Я сразу задумался: ага, строительство цирка - это мне экзамен на зрелость, так называемая лакмусовая бумажка.
А какой-то разницы между тем, что было в 2005-м, и тем, что есть сейчас, в общении с людьми я не чувствую.
Время расставило акценты
- Изменились ли Ваши взаимоотношения с нижегородскими политиками? Были люди, которые разочаровали Вас со времени тех первых встреч?
- Каких-то крупных разочарований у меня не было. Ясно, что любой руководитель, который приходит, не может воплотить в своих действиях все точки зрения по тому или иному вопросу. Какие-то его поступки и программы большинству нравятся, а кому-то - не нравятся.
Я нормально отношусь к возражениям, а они появились за это время. Страшного тут ничего нет. У нас идут споры и с тем же самым депутатским корпусом. Посмотрите, например, как спорили о том, надо покупать военную технику для парада 9 Мая или нет. Но в итоге мы сумели доказать большинству, что это надо делать, и не ошиблись - праздник получился, все остались довольны. В Севастополе вообще сказали, что в Нижнем Новгороде прошел второй по красоте и значимости парад после Москвы. Парад поднимает уровень и статус города, надо уметь гордиться своим городом и своей областью.
Я не вижу, чтобы в Нижегородской области в общем и целом было какое-то отторжение ко мне и к моей работе. Я встречался со многими людьми, в том числе и с теми, кто высказывается против моих решений. Они говорят: "Валерий Павлинович, у нас нет к вам как к губернатору или к областному правительству вопросов. Но хотелось бы, чтобы нас больше слушали". Но ведь всех удовлетворить нельзя. Можно постараться найти пути к большему компромиссу.
В 2005 году все ожидали, что Шанцев придет, приведет с собой из Москвы управленцев высшего класса и начнет делать какие-то резкие шаги. Я этого не делал, потому что твердо знал, что москвичи стоять в очереди для работы в Нижнем Новгороде не будут. Поэтому опирался на рекомендации тех, кто работал здесь до меня: полпреда, общественных организаций, Законодательного собрания.
- Но ведь областное правительство 2005 года и 2010 года - это на 75 процентов разные люди. Исходя из чего Вы меняли свою команду?
- Время шло, время расставляло акценты, менялись люди - это естественный процесс. В большинстве своем менялись они не потому, что не справились, а наоборот - потому что получили определенную закалку. Валерий Лимаренко (заместитель губернатора по строительству и ЖКХ) возглавил инжиниринговую компанию НИАЭП. Министр финансов Владимир Синицин стал главным финансистом Росатома. Я спокойно к этому отношусь и стараюсь передать людям то, что сам умею.
Конечно, были и люди, которые не справились со своей работой. Но таких - единицы, и с ними был абсолютно нормальный разговор: не получилось у тебя - попробуй свои силы в каком-нибудь другом месте.
Не прятаться "за народом"
- 2010 год - это год выборов. Большая их часть уже прошла, завершен и процесс избрания глав местного самоуправления по новой системе. Встречались ли Вы с новыми главами?
- Я не боюсь, если новый человек - "не мой". У меня достаточно знаний, авторитета и опыта, чтобы я мог сработаться с любым человеком. Главное, чтобы его на месте уважали. Потому что некоторые главы теряют свой авторитет за пять лет, а не приобретают. Тогда пусть люди изберут того, кто им нужен, кого они поддерживают, и я буду налаживать работу с ним.
Очевидно, что ни один район, если он хочет развиваться, не сможет жить без областного правительства. Хотя когда-то в Нижегородской области именно так и было. Я помню, на первом совещании с главами районов я поинтересовался: "Какие у вас впечатления?" Они ответили: "Хорошие, потому что нас наконец собрали". Раньше никогда их не собирали и никаких задач не ставили.
Не могу сказать, что в 2010 году у нас сменилось много глав. В этот раз мы сменили саму структуру власти. Если раньше глава местного самоуправления являлся одновременно и главой администрации, то сегодня глава местного самоуправления возглавляет представительную ветвь власти, а глава администрации - исполнительный орган. Как и глава МСУ, он назначается депутатами. И во многих районах глава местного самоуправления поменялся, но остался глава администрации. Совсем немного районов, где появились сразу два новых человека.
- Вы были одним из главных инициаторов перехода на новую систему формирования органов МСУ и разделения должностей главы местного самоуправления и главы администрации. А почему такая же модель не вводится на региональном уровне?
- На самом деле мы, наоборот, имеем такую же структуру, как и в районах области, изменивших свои уставы. Есть законодательная ветвь власти - Законодательное собрание Нижегородской области, которое возглавляет его председатель. И есть исполнительная ветвь - правительство Нижегородской области во главе с губернатором. А в тех регионах, где существует отдельно председатель правительства, губернатор фактически становится новой ветвью власти. Он царь и бог, он над всеми парит как орел. Тот же Юрий Михайлович Лужков, при его-то опыте, спокойно мог бы провозгласить себя таким царем. Но он же этого не делает, он прежде всего находится на хозяйственной работе.
Я тоже не представляю себе такой работы, чтобы я существовал как губернатор со своей отдельной администрацией. Нам лишние инстанции, лишние ступени для принятия решений не нужны. Они не укорачивают путь, они его удлиняют.
- Достаточно ли сегодня полномочий и прав у областного правительства и лично у губернатора для контроля над деятельностью глав местного самоуправления и глав администраций?
- Я с самого начала заявил, что для меня в области нет не моих вопросов. И я спокойно занимаюсь проблемами, которые по 131-му закону являются компетенцией местного самоуправления. И по Нижнему Новгороду, например, есть сотни примеров, когда мы строим, ремонтируем, убираем, хотя, по сути, не обязаны это делать. Да, у нас есть федеральная власть, региональная и муниципальная. И все мы говорим, что работаем на благо человека. А человек-то он един. У него голова от туловища отдельно не существует. Поэтому мы должны сложить свои ресурсы и дать человеку то качество жизни, которое ему необходимо.
Но органы местного самоуправления - это не органы госвласти, и напрямую им приказать нельзя. Особенно трудно было с теми, кто не хочет работать. Такой, как правило, говорит: "А меня избрал народ. Вы меня не назначали - вы мне приказать не можете". И вот он скрывается за этим народом все свои пять или сколько-то лет.
Посмотрите, что было в Краснооктябрьском районе. Я туда два раза приезжал, встречался с людьми, говорил: "Ну вы же видите, что у вас ничего не происходит?" В итоге выборы все расставили по местам, отношения с районом будут выстраиваться по-другому.
Или Кулебакский район. Уехал человек, пишет нам письма, что он лечится. А мы за него там работаем - ФОК построили, бюджет наполняли, проблемы решали. А он: я лечусь. Поэтому система, когда депутаты избирают главу местного самоуправления, более ответственная. Они всегда могут с главы спросить, ведь от него зависит в том числе и их авторитет на следующих выборах. Глава администрации вообще своим контрактом за каждый день отвечает. Здесь повышается и моя роль как губернатора. Я могу приехать туда и глаза в глаза депутатам объяснить: "Смотрите, что у вас тут происходит".
Оценивать по результатам
- Как Вы считаете, губернатор при решении кадровых вопросов и при определении поддержки тех или иных кандидатов должен руководствоваться прежде всего партийной линией или собственными представлениями о человеке?
- Я в первую очередь оцениваю результаты работы. Например, у нас были разногласия с президиумом регионального политсовета "Единой России" по Уренскому району. Уренский район прошел кризисный год с хорошими результатами. Повысились объемы производства, повысилась доходность, полностью выполнен бюджет. Это позволяет мне опереться на тех людей, которые там работали последние пять лет.
У "Единой России" в силу разных условий сложилась своя точка зрения. Местный политсовет посчитал, что районная власть недостаточно близко находится к партии, что депутаты не совсем активны и т.д. В итоге получилось 50 на 50.
Никакой сложности тут нет. Я такой же член партии, как и все, я могу иметь свою точку зрения. Но вот что мне не нравится - так это стиль работы, когда исключают из партии, выгоняют из политсоветов и т.д. Такой стиль не будет иметь большого успеха в жизни. Разрушать у нас каждый умеет. А строить? А находить понимание, достигать компромиссы?
- Первые годы Вашего пребывания в должности губернатора были достаточно спокойными с политической точки зрения. Теперь же практически все говорят о том, что в области политическая жизнь ожила и даже обострилась…
- Часто рассуждают, что политическая активность, которая наблюдается сейчас, - это признак расхождения точек зрения и так далее. Я думаю, что не в этом дело. Когда я пришел работать губернатором, все политические бои только-только закончились. Выборы в октябре 2005 года в органы местного самоуправления и в начале 2006-го в Законодательное собрание прошли спокойно. Ситуации, когда надо было активно спорить, года два - два с половиной просто не было.
Зато как минимум год до мартовских выборов этого года все старались себя показать, проявить. И сейчас проявляется большая активность в преддверии выборов в Нижнем Новгороде и Дзержинске. Это все понятно и это не от Шанцева зависит.
Не страдать, а вкалывать
- В последнее время события в Нижегородской области имеют широкий резонанс: ситуация в ТЮЗе, претензии Фонда ЖКХ и "Межрегионгаза"…
- Что такое проблема ТЮЗа? Она гораздо меньше, чем в свое время была во МХАТе! В творческих коллективах всегда существует конфликт: один творец считает так, другой - иначе. Не надо пытаться сделать из этого вселенскую проблему, проблему всей области. Я не пытался вмешиваться в эту проблему по одной простой причине: я твердо знаю, что все вопросы творцы должны сами решить между собой. Единственное, что я сделал, когда увидел, что они между собой не могут договориться, я поехал к Калягину, он мой хороший друг, и попросил совета. Он мне прямо сказал: надо, как бы ни было больно, выбрать сторону творцов, чтобы они не ссылались на трудности администрирования, а сами между собой разобрались. Поэтому мы поменяли в ТЮЗе директора: направили его в кукольный, а директора оттуда - в ТЮЗ.
Проблема с "Межрегионгазом" обусловлена кризисным годом. Бюджет сократился. Да, муниципалитеты подотстали в подключении домовладений к газу. Не потому, что они не хотели, а потому, что ресурсов не было. Если финансы были бы в полном объеме, как мы и рассчитывали, мы бы справились. Но надо не страдать о том, что не успели, надо вкалывать! И мы справимся.
Взять ту же ситуацию с расселением ветхого фонда. Много можно критиковать, но достаточно посмотреть на сайт Фонда содействия реформированию ЖКХ - там написано, кто первый в Российской Федерации по объемам строительства. В 2009 году мы достроили 105 домов. На втором месте после нас - Чувашская Республика, где достроено 52 дома. Мы ведь тоже могли достроить домов 60 и на этом успокоиться. И все равно были бы при этом первыми. Мы пытались достроить как можно больше домов, в том числе закончить так называемые "тяжелые" стройки. Да, некоторые сроки мы при этом сорвали, некоторые дома достроены с отставанием от графика, прописанного в контрактах. Но ведь контракты предусматривают, что в случае срыва сроков за каждый день платятся штрафные санкции. И мы этим правом воспользуемся.
Если бы ограничились 60 домами, то некоторые люди, которые ждали расселения, никогда бы его не дождались. Они прожили в ветхом жилье по 40 - 50 лет, и для них полгода задержки ничего не значат, они претензий не предъявляют.
- А насколько много политики было во всей этой шумихе вокруг домов по улице Богдановича?
- Да я думаю, что в основном это и была политика. Прокуратура и правоохранительные органы действуют по закону. Счетная палата рассмотрела ситуацию со строительством этих домов, написала акт. Правоохранительные органы на этот акт отреагировали.
В чем, например, заключается "халатность" министра социальной политики Никиты Гурьева, если судить по материалам уголовного дела? В том, что область не получила страховку от страховой компании. Но, во-первых, договор заключается не между областным правительством и страховщиком, а между страховщиком и застройщиком. Да, можно было получить страховку в размере 130 млн рублей, но только в том случае, если контракт был бы признан нереализуемым. И о получении квартир речи бы уже вообще не велось, потому что нельзя и страховку получить, и достроенное жилье. Страховой случай не наступил: контракт выполнен, дома достроены. Какой ущерб бюджету принесен? Никакого. Было нецелевое использование средств? Не было.
Планов - громадье
- Повышенное внимание к Нижегородской области наверняка связано и с предстоящим переназначением губернатора. Уже в июне "Единая Россия" должна представить президенту свой список кандидатов на эту должность. Кто именно в "Единой России" будет решать, кого включать в этот список?
- О решении "Единой России" президенту докладывают два человека: Борис Грызлов и Вячеслав Володин. А уж на каком уровне они этот вопрос рассматривают - это дело руководящих органов партии, я не считаю необходимым даже задумываться об этом. Президент рассматривает предложения партии и вносит одну кандидатуру в Законодательное собрание. Но для меня это не является главным вопросом, о котором я должен думать.
Я должен думать о том, как область работает, как она выходит из кризисной ситуации, какие происходят позитивные явления и какие негативные остаются. Считаю, что я здесь провел время не зря. В области есть определенная динамика развития. Но за один губернаторский срок кардинальной революции произвести нельзя. Мне кажется, что Нижегородская область и пострадала-то именно от частой смены губернаторов. Потому что один начинал работать, что-то раскручивал, а второй приходил и начинал все по новой.
Мы сейчас анализируем ситуацию за последние пять лет. Практически по всем показателям мы добились роста в 2,5 - 3 раза, а по инвестициям - в шесть раз. По иностранным инвестициям - в восемь раз.
Помните, в 2005 году все мне тыкали в глаза: почему в области такая низкая средняя зарплата среди регионов Приволжского федерального округа? Могу доложить: по итогам четырех месяцев 2009 года у нас самая высокая средняя зарплата в ПФО. Подросли среднедушевые доходы. Коэффициент, который характеризует покупательскую способность населения (соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума), составлял два, а сейчас три.
В августе 2005 года я принимал дела. Строить было негде и нечего. А сегодня у нас вводится 320 объектов в год, готовы 400 комплектов документаций на землеотводы. И теперь я хочу только одного: чтобы ситуация в экономике стабилизировалась и чтобы можно было как минимум 25 миллиардов в год тратить на развитие. Тогда - я убежден - все наши планы, а у нас их - громадье, будут в среднем за следующие пять лет реализованы. Обеспечить ввод 400 - 450 объектов в год - это очень серьезная задача, но мы к ней готовы.
- А какие задачи и проекты Вы считаете главными на следующие пять лет?
- Нижний Новгород - один из немногих городов-миллионников, который не имеет ни кольцевой автомобильной дороги, ни обхода.
Поэтому мы сразу начали ускорять проект строительства обхода Нижнего Новгорода. 15,5 км второй очереди обхода мы закончили за 2,5 года. Напомню, что 16 км первой очереди строили 11 лет. Сейчас мы на первом пусковом комплексе третьей очереди, это 46 км.
Наша задача - замкнуть южный обход за следующие три - пять лет. Для этого надо создавать частно-государственное партнерство, использовать в том числе и инвестиционные деньги - ясно же, что в ближайшее время Федерация в таком большом объеме средства на финансирование этого объекта не даст.
Далее - восточный обход в районе Подновья с правобережным и левобережным подходами. Это еще 38 миллиардов рублей. Проектные работы мы сделали за областные деньги, сейчас надо делать выгодный инвестиционный проект. А восточный обход - это как раз та транспортная магистраль, которая даст развитие территории Борской Поймы.
Северный обход с низконапорной плотиной идет до кировской трассы. Достроив все обходы, мы замкнем кольцо и выведем весь коммерческий транспорт за пределы Нижнего Новгорода. Тогда и Канавинский мост отремонтируем спокойно, без надрыва, а может быть, и новый построим.
Вторая тема следующих пяти лет - это метро. Первую нагорную станцию мы должны пустить не позднее конца 2011 года, а дальше уже делать станцию на Сенной и еще три станции глубокого заложения. Всего же в нагорной части планируется 15 станций, в том числе и легкого метро, и скоростного трамвая.
Надо уложиться в пятилетку, чтобы модернизировать старый аэровокзал, построить новый - восьмитысячник. В этом году будет пущено скоростное железнодорожное сообщение между Москвой и Нижним.
Надо построить парогазовую ТЭЦ, строить атомную электростанцию в Навашинском районе и ТЭЦ на Борской площадке, газифицировать все северные районы, использовать там альтернативное топливо.
Максим КАЛАШНИКОВ
(НИА “Нижний Новгород”).




Следите за нашими новостями в удобном формате