Наследники Маккены

Наследники Маккены

Когда двадцать лет назад в советском прокате крутили американский вестерн "Золото Маккены" с Грегори Пеком в главной роли, мальчишки того поколения смотрели его по несколько раз. И кто из них не мечтал тогда, как шериф Маккена, найти свой заветный клад? Пусть не сокровища последнего ацтекского императора Монтесумы, скрытые у подножия Белой горы, а обычный горшок с золотыми монетами, закопанный на огороде, но все же найти. И ведь искали, вскапывая бабушкины грядки с огурцами, и получали нагоняй от взрослых. Взрослели и успокаивались. Но не все.
Дмитрию Казимирову, к примеру, повезло больше остальных, он романтик во втором поколении. Его отец, Виктор Геннадьевич, еще в юности потянулся "за туманом и за запахом тайги", выбрав профессию геодезиста. Правда, когда старший сын окончил школу и собрался поступать на биофак, отговаривал его, мол, не прибыльное это дело - бабочек ловить. Только гены оказались сильнее, Дима все-таки закончил биологический факультет Нижегородского университета, поступил в аспирантуру, даже работал некоторое время на кафедре биологии, изучал облепиху, но… тех денег, что платили за науку, катастрофически не хватало. Признав отцовскую правоту, начинающий биолог вернулся к профессии бармена - в студенческие годы ему уже приходилось подрабатывать в ночном клубе.
А бродяжий дух не переставал волновать кровь. Не давали покоя призраки любимых с детства героев - корсара Фрэнсиса Дрейка, флибустьера Лаперуза, капитана Питера Блада, авантюриста Кортеса… Лет пять назад, начитавшись исторических книг и краеведческих исследований, они с отцом все же решили: чему быть, того не миновать. И отправились в подмосковный Ногинск покупать свой первый металлодетектор: в то время в наших магазинах такой техники еще не бывало… Пятьдесят тысяч рублей - деньги для обоих немалые, но ведь платили за мечту!
Дебют
К первому походу готовились целую зиму, все свободное время проводили в областной библиотеке, изучали карты. А в начале лета в районе Сеймы, где, судя по картам, в позапрошлом веке находилась почтовая станция, их ждала первая находка. Новенький Explorer тревожно запищал и на экране дисплея появились заветные цифры: умная машинка указывала глубину залегания и состав металла. От радости забыли даже посмотреть в справочные таблицы, принялись копать. И - уже через несколько минут на ладони Казимирова-старшего лежала потемневшая серебряная монета 1842 года. Помнится, там же они потом нашли еще несколько серебряных монет, медные фрагменты лошадиной упряжи, старинный крестик, диковинную пуговицу явно с форменного кителя… И взбудораженное воображение живо рисовало образ сгорбленного станционного смотрителя, а в умиротворенном рокоте обычного трактора, плывущего вдоль горизонта, чудилось ржание перекладных лошадей и гомон станционного буфета.
Тот, кто хоть однажды слышал в поле "пение" металлоискателя, рискует навсегда заболеть этой страстью. Признаюсь, даже у меня, далекой от кладоискательских иллюзий, чаще забилось сердце, когда я услышала в наушниках вожделенный писк. А вдруг старинная монета? Но на экране высветились цифры "10-06". Как мне объяснили подоспевшие на мой радостный вопль Виктор и Дима, это всего лишь язычок от пивной банки, коими теперь в немалой степени усыпаны природные ландшафты. Но зато за один только день работы "на земле" я узнала много интересного о кладоискателях. Это не "черные копатели", которые в обход закона исследуют старые кладбища и военные захоронения с тем, чтобы добытые ценности потом продать коллекционерам и торговцам антиквариатом. Искатели сокровищ, как правило, очень интересные люди, которые активно изучают историю России и своего края с древнейших времен до современности, картографию, археологию, нумизматику… Они педантично чтут свой неписаный устав и верят в свои "профессиональные" приметы.
Не свисти спугнешь удачу!
У кладоискателей существует целый ряд своих специфических суеверий и обрядов.
Если, отправляясь на поиски клада, бросить мелкую монетку на дорогу, чтобы кто-то смог ее найти, тогда обязательно должно повезти. На поиски необходимо отправляться на самой заре, пока солнце не выглянуло. Лопата поисковика обязательно должна блестеть. Только тогда она выкопает что-нибудь блестящее.
В поиске нельзя насвистывать - просвистишь все находки. Да и разговаривать, тем более кричать в поле не стоит - спугнешь клад.
Человек, носящий найденные кольца и цепочки, приобретает черты прежнего хозяина.
Найденные вещи, собранные в личной коллекции дома, оберегают хозяина и дом от зла. Чем больше коллекция, тем больше защита. Не следует брать "на дело" большой мешок для находок, он никогда не наполнится. Лучше иметь очень маленький мешочек, ему суждено быть всегда полным. Если клад находится где-то в лесу, всегда имейте с собой бутылку водки и горсть монет, чтобы откупиться от Лешего. Иначе он не позволит вам выйти с добычей из леса: так и сгинете в нем…
У отца и сына Казимировых есть и свои собственные приметы. Специальности биолога и геодезиста в сочетании оказались весьма полезными для искателей кладов.
- Крапива, например, часто растет на засоренной почве, - просвещал меня Дмитрий. - А значит, на этом месте раньше жили люди…
Высокий, статный молодой человек, он в 1999 году, учась в университете, завоевал титул "Мистер ННГУ". Активно занимается спортом, отдавая предпочтение штанге и боксу. Как и отец, ведет исключительно здоровый образ жизни. На заднем сиденье в автомобиле Казимировых я обнаружила целую библиотеку: "Так сказал Заратустра" Ницше, "Невостребованные клады" Мартыненко, "Философский словарь" Алексеева, "Нижегородская отчина" Адрианова...
- Имеет смысл покрутиться у подножия старых деревьев, - продолжает Виктор Геннадьевич.
Мне нравятся их отношения, являясь представителями разных поколений, они разговаривают на одном языке. У них теперь даже друзья общие - кладоискатель Сергей Максимов работает врачом-стоматологом, другой кладоискатель Сергей Лебедев - бизнесмен… "Наверное, это самый верный подход к воспитанию детей", - успеваю подумать я, пока они дружно хлопочут возле мангала. На сегодня поиски закончены, и меня, случайного гостя в этой компании, ожидает честно выстраданный шашлык.
Охотники за сокровищами
Сегодня, как и тысячелетия назад, кладоискательство овеяно не только духом романтики, но и ореолом мистики. И поисковики свято верят, что на многих кладах лежит колдовской заговор, мешающий их обнаружить. Независимо от того, существует ли эта сила, необъяснимый страх перед ней живет в сердце даже самого продвинутого кладоискателя. Об этом неизменно возникают разговоры среди искателей сокровищ, собирающихся на свой, теперь уже ставший традиционным в Нижегородской области слет. В этом году он проходил 15 - 16 мая в Борском районе вблизи села Филипповское на живописном берегу Линды, неподалеку от Малиновского скита.
Более пятисот человек не только наших земляков, но и со всех концов России - из Москвы, Казани, Саранска, Новосибирска, Нижнекамска - два дня общались между собой, обмениваясь опытом. В первый день программа слета предлагала его участникам исторический блиц-турнир, знакомство с новой поисковой, навигационной техникой, всеобщий ужин с шашлыком, традиционный костер и салют. А на второй день, едва рассвет забрезжил над палатками и тронутыми росой автомобилями, поисковики, вооруженные металлоискателями, вышли, как уже повелось, на соревнование. Кому-то в этот день повезло больше, кто-то вообще остался без находок и призов, но разъезжались по домам все довольные, полные грандиозных планов и надежд. Кстати, у Дмитрия и Виктора Геннадьевича Казимировых на двоих теперь два аппарата. Сергей Максимов, который на соревнованиях в третий раз выиграл металлодетектор, подарил призовой Garret Виктору. У кладоискателей так принято - делиться друг с другом. Это, говорят, тоже хорошая примета, которая сулит скорую удачу.
Татьяна ЧИНЯКОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате