Нижегородский театр драмы имени М. Горького в завершении сезона выпустил премьерный спектакль «Дни Турбиных» по одноименной пьесе Михаила Булгакова. Корреспондент «НН» побывала на первом показе и готова рассказать, чем отличается эта постановка от первоисточника и советской экранизации.
Три киевских вечера
Главное изменение было продиктовано темой семьи, которую выделил режиссер Валерий Саркисов в этом многонаселенном произведении. Изначально сам автор неоднократно переделывал пьесу для знаменитой постановки МХАТа, значительно переработав свой роман «Белая гвардия», состоящий из нескольких «слоев». В нижегородском варианте, продолжившем линию переделок, место действия и количество персонажей сузилось до предела: исчезли сцены с гетманом Скоропадским, немецкими генералами и петлюровцами, были сокращены второстепенные персонажи и все события Гражданской войны, происходящие в Киеве в конце 1918 года. Именно поэтому они проходят фоном, нивелировав накал происходящей драмы.
Режиссер рассказал накануне премьеры, что его постановка далека от любых политических повесток и о создании спектакля в Нижнем Новгороде он договаривался еще в прошлом году. Тем не менее, невозможно было полностью отключиться от возникающих параллелей во время просмотра.
О захвате города войсками Петлюры, а чуть позже большевиками, проговаривается в репликах, и в отдалении будто бы слышатся звуки выстрелов и уличных столкновений, но дом Турбиных на протяжении всех событий остается самым безопасным убежищем для последних представителей русского офицерства. К происходящему прислушиваются, будущего опасаются. Даже трагическая смерть старшего – Алексея (его играет артист Валентин Ометов), символично погибшего в день краха прежнего строя, лишь ненадолго внесла тревогу в благостную атмосферу: красиво жили, достойно погибают.
Под «хруст французской булки»
По замыслу режиссера, также выступившему сценографом спектакля и создателем музыкального оформления, дом Турбиных – это прообраз замка Снежной королевы, которую напоминает ему единственный женский персонаж Елена Тальберг. Актриса Маргарита Баголей играет светскую даму, с кошачьей пластикой, хранительницу домашнего очага. Замерзшие высокие окна неслучайно подчеркивают сказочность ее «ковчега» – в нем переливчато посверкивают искорками стекла, как и отделка ее стильных нарядов.
Благодаря художнику Андрею Климову, уже в 15-й раз сотрудничающему с театром, в итоге получился костюмный спектакль, в стиле модерн, в неизменно холодном интерьере. А военное обмундирование к нему пошили в цехах «Беларусьфильма», где умеют создавать аутентичную времени форму.
Прообраз кухонных посиделок
За столом на сцене настолько аппетитно выпивают, попутно размышляя о происходящем, балагурят, поют и играют на музыкальных инструментах, что, невольно, каждый сидящий в зале, попав в поле обаяния героев, хотел бы присоединиться к их кругу. Кажется, и сам режиссер в какой-то момент не стал мешать артистам, отдав им главенствующую роль в спектакле.
В свите красавицы выделяется мастерством дуэт артистов: Евгения Зерина и Сергея Блохина, сыгравших, соответственно, блаженного кузена Лариосика и штабс-капитана, гусара по духу Мышлаевского. Их персонажи должны быть, по пьесе, намного моложе; впрочем, той же неточностью грешил известный отечественный телесериал, с которым многие зрители будут неизбежно сравнивать спектакль (но делать этого не стоит). Музыка, песни и акценты в постановке совсем иные.
О будущем размышляют герои, встречая в финале с залпами орудий, вместо фейерверков, 1919 год. Место интеллигенции скоро займут пролетарии, уплотнив их жилище, а им самим не всегда найдется место на корабле современности. Неопределенность – главный итог истории Турбиных, что объединяет всех находящихся в зале и делает премьеру актуальной.
Ольга Плаксунова. Фото предоставлено театром драмы. 12+