У него чудесная профессия - он дарит нам сказки. Он, конечно, их не придумывает, но зато делает все, чтобы люди со всего света видели волшебных существ такими, словно они есть на самом деле. Супервайзер компьютерной графики Алексей Лунин уже больше десяти лет заставляет оживать орков, эльфов, Голлума и жителей Пандоры. Бывал на съемочных площадках киношедевров, приятельствует с Питером Джексоном. А начиналось все с маленького старого компьютера в маленькой квартирке на окраине Кузнечихи. Справлялись втроем Жизнь Алексея складывалась непросто. Когда ему было семь лет, родители попали в автокатастрофу. Отец погиб сразу, мама умерла в больнице спустя два дня. Мальчика взяла на воспитание его тетя, родная мамина сестра, Валентина Ивановна. К тому времени она в одиночку растила и своего сына Димку. Так и стали выживать втроем. С 13 лет мальчишки уже подрабатывали как могли, что-то кому-то грузили, отвозили. Но тетя видела, что эта тяжелая работа - не для Алексея. С самого детства он любил играть со старой техникой, разбирал и собирал радиоприемники, магнитофоны. И мечтал о компьютере. Как только появилась возможность, Валентина Ивановна подарила ребятам подержанный компьютер. - С этого дня от монитора меня было не оторвать, - с улыбкой вспоминает Алексей. - Я ходил на кузнечихинский радиорынок, покупал платы, увеличивал память. Постоянно совершенствовал домашний комп. Вполне логично, что после школы Алексей отправился на факультет вычислительной математики и кибернетики. А все друзья знали, что, если у них проблемы с "машиной", файлами или программами, Алексей поможет их решить "на раз". В 1997 году отличник учебы ездил по программе студенческого обмена в Америку. Несколько месяцев Алексей провел в стране, которая для компьютерщика прежде всего родина Билла Гейтса и Силиконовой Долины. Куда Лунин, кстати, ездил на учебную экскурсию. - Именно там я познакомился с преподавателем Полом Уоткинсом, который был поражен, как быстро я смог разгадать основы одной из его программ. Мы подружились и обменялись координатами. После моего возвращения домой стали списываться. И в 1998 году Пол сообщил Алексею, что у него есть для молодого человека предложение по работе. "Попал в земной рай…" - Пол написал, что может порекомендовать меня в команду графистов, которые будут участвовать в одном грандиозном проекте. "Проектом рулит форменный псих, - так он почему-то отозвался о режиссере Питере Джексоне, - но деньги большие, и опыт интересный". Узнав, что работать придется даже не в Америке, а Новой Зеландии, я начал колебаться, да и на билеты туда у меня денег не было. "Бери в кредит, дурак!" - сурово ответил Пол. И по его тону я понял, что дело действительно того стоит. Побежал занимать деньги. В 1993 году в Новой Зеландии в Веллингтоне была создана студия компьютерной графики и спецэффектов Weta Digital, которая в 1999 году совместно с кинокомпанией New Line Cinema должна была приступить к созданию киносаги "Властелин колец". - Я и так был ошарашен всем - многочасовым перелетом, за время которого успел напиться и протрезветь дважды, видом новозеландского аэропорта, тем, что встречающий меня знакомый Пола вел себя, словно он мне отец родной, что у меня даже не было собеседования как такового, в моих знаниях не сомневались. Но когда я попал на саму студию, где мне предстояло работать, я в первый момент думал, что упаду в обморок от нахлынувших впечатлений. И еще мелькнула мысль, что и про саму студию можно снять фильм. Компьютеры в огромном зале, казалось, уходят за горизонт… В том году специально для проекта "Властелин колец" студией (основанной, кстати, тем же австралийским режиссером знаменитой трилогии Питером Джексоном) был увеличен штат и закуплено дополнительное оборудование. - Я понял, что еще при жизни попал в свой персональный рай, - улыбается Алексей. Джексон - практически русский - На студии помимо меня работает еще полтора десятка русских программистов, - говорит Лунин. - А вообще у нас многонациональная команда. Есть и китайцы, и индусы, и американцы, и австралийцы с новозеландцами, конечно. Объединяет их не только общая страсть к высоким технологиям и кинематографу, но и огромная человеческая симпатия к шефу - Питеру Джексону. - Он невероятно интересный, веселый, энергичный, а еще отзывчивый человек, - считает Алексей. - Мы с русскими коллегами давно решили, что он по духу очень наш. Сколько народу на него работает - не счесть. На съемках "Властелина" был задействован в массовке и для консультаций почти весь многотысячный интернациональный фан-клуб Толкиена. Многие готовы были работать бесплатно - лишь бы прикоснуться к легенде. Но он лично проследил, чтобы каждый получил вознаграждение, чтобы все на съемках чувствовали себя комфортно, были накормлены, устроены. Я лично был этому свидетелем, потому что выезжал на пару дней на съемочную площадку, попросился специально. Джексон помог и нижегородцу - обустроиться в Новой Зеландии, получить вид на жительство и приобрести дом. Weta Digital предоставила своему сотруднику кредит на жилье. - Поэтому, когда однажды мы прочитали в американском таблоиде ехидную заметку про шефа - мол, он бездарный выскочка, хотели даже собраться, махнуть в Голливуд и набить автору заметки морду. Остановил нас, собственно, сам режиссер, который к неадекватной критике в свой адрес относится со здоровой долей пофигизма. А на съемках Алексей испытал еще одно потрясение - он влюбился. Да не в кого-нибудь, а в исполнительницу одной из главных женских ролей - голливудскую актрису Лив Тайлер! - Вел себя как форменный дурак, - признается компьютерщик. - Записку ей с гримером передал. Она не ответила, конечно. Кинематографические тайны "Властелин колец", по словам Алексея, в отношении компьютерной графики стал проектом-прорывом. На нем были обкатаны многие новые для того времени приемы, которые потом уже с легкостью использовались в других фильмах. Так, работа над персонажем Голлумом потом повторилась при создании героев "Аватара" Джеймса Камерона, который доверился не голливудским специалистам, а именно команде Питера Джексона. - Для создания этих виртуальных личностей мы устанавливали на актерах, служивших прообразами компьютерного персонажа, тепловые датчики. И потом на мониторе видели и фиксировали контуры фигуры при движении. И "врисовывали" в них монстров. Но главной "фишкой" я считаю создание виртуальных боев с несколькими тысячами компьютерных персонажей. Речь идет о программе Massive - фактически, это система искусственного интеллекта. Каждый из компьютерных воинов, принимающих участие в бою, "думает самостоятельно" и "решает, что делать дальше" без вмешательства аниматора. Это позволило снимать битвы, в которых принимают участие до 70 000 персонажей одновременно! Во "Властелине" она применялась для анимации орков в Мории, боев у Хельмовой Пади и Гондора и управления цифровыми двойниками главных героев в некоторых кадрах фильма. Битва с инопланетянами в "Аватаре" - тоже заслуга этой программы. Приходилось совмещать и игрушечную анимацию с цифровой. Например, белокаменный Гондор, который как бы снимается с высоты птичьего полета - огромный, сверкающий белым мрамором город, - на самом деле макет из папье-маше чуть выше человеческого роста… Пещерный тролль - один из немногих полностью компьютерных персонажей в первой серии "Властелина колец". Сначала была изготовлена его пластилиновая модель. Ее оцифровали при помощи ручного 3D-сканера и обработали на Maya. А чтобы создать виды так восхитившей всех природы планеты Пандора в "Аватаре", пейзажи Новой Зеландии (это, как известно, один из самых красивых уголков мира) дорисовывались виртуальными деревьями и цветами, а у настоящих растений мы меняли цвет листьев и бутонов. Успел нижегородец "на расстоянии" посотрудничать и с Голливудом - с ним консультировались создатели "Шрэка". - Меня так удивило, что мультик хотели делать поначалу рисованным, что я даже сохранил у себя эскизы Шрэка и Осла. Главное - научиться учиться Алексей Лунин по праву считает, что "Оскар", полученный руководством Weta Digital за спецэффекты в "Возвращении короля", и его тоже. Кстати, после того, как фильм вышел в прокат, все компьютерщики получили премии в размере двойного оклада (который и без того не маленький, но о точной сумме наш герой помалкивает). О чем еще сегодня мечтает создатель компьютерных сказок? - Хочу привезти к себе в Новую Зеландию тетю и брата. Не уговорю никак - тетя до смерти боится самолетов, мысль о полете на эти острова вызывает у нее панику. А еще хочу жениться и усыновить какого-нибудь нижегородского сироту. Чтобы учить его учиться и самому делать свою жизнь сказкой. Людмила МАЛЕЕВА. Справка "НН" Обычно для фильма разрабатываются четыре-пять видов спецэффектов. А только для одного "Братства кольца" было разработано целых 27. Для обсчета спецэффектов студия использовала 800 процессоров, 420 из которых были установлены в рендерную систему на основе Linux. Большую часть использовавшихся компьютеров представляли собой SGI на процессоре Intel. Кроме них применялись полсотни SGI 330s, 125 рабочих станций SGI Octane, два сервера Origin 2000, три файловых сервера Network Appliances и 15 - 20 Макинтошей. При создании фильма использовались 11 традиционных продвинутых программ вроде Science-D-Visions 3D Equalizer, а также многочисленные программы и утилиты, разработанные специалистами Weta специально для фильма.