Герои испанского романа срывают овации в Нижнем Новгороде

Герои испанского романа срывают овации в Нижнем Новгороде

И снова «Золотая маска» в Нижнем Новгороде» на сцене ТЮЗа! Два вечера кряду нижегородцы аплодировали артистам Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона, который приехал в Нижний впервые.

И всё-таки идальго

Гости показали «Дон Кихота», поставленного пять лет назад к 200-летию Мариуса Петипа и ставшего одной из самых громких премьер театрального сезона. Собственную версию легендарного балета на музыку Людвига Минкуса поставил Йохан Кобборг – легенда, танцовщик с мировым именем.

Художником-постановщиком стала еще одна мировая знаменитость, Жером Каплан. На создание стильных, колоритных декораций его вдохновили знаменитые гравюры Доре к «Дон Кихоту».

Это невероятно яркий, выразительный, энергетически «заряженный»... и, вслед за Сервантесом, местами отчаянно смешной спектакль. Зритель то ахает, глядя на виртуозные прыжки артистов, то неудержимо хохочет.  Последнее вызвано, конечно, искусной пантомимой действующих лиц.  Особняком стоит Дон Кихот: с момента своего торжественного явления на деревянном Росинанте и до финала он выглядит, несмотря на свой нелепый вид и своеобразное поведение, величественно и трогательно одновременно.  

Для тех, кто читал оригинальный роман, содержание балета может стать неожиданностью. Акцент делается, в частности, на лав стори дочери трактирщика Китри и бедного цирюльника Базиля. Но, между тем, Дон Кихот, радеющий за справедливость и любовь, играет очень большую роль в судьбах героев.

 – Он появляется как помощник, как луч света в конце тоннеля, и помогает отцу моей героини – человеку, в общем, расчетливому и корыстному – понять, что важнее всего для его дочери, – говорит исполнительница партии Китри Елена Чернова. – Мне очень нравится Испания и всё, что с ней связано, так что и героиня, и весь балет мне очень близки, – продолжает она, комментируя роль. – Технически моя партия, безусловно, трудная, там очень много прыжков и вращений, но одновременно это очень интересная партия, танцевать ее – удовольствие. Главное тут не зацикливаться на технике, а жить на сцене и делиться эмоцией, образом со зрителем.  

Партию Базиля исполнил Вячеслав Спильчевский, молодой и уже очень титулованный солист театра имени Якобсона. Он  родом из Перми, города весьма «балетного»; кстати, в хореографию его привела бабушка, которая сама была балериной.  Вместе с Еленой Черновой они  составили великолепную пару главных героев: пылкий, атлетичный, отточенно-стремительный Базиль и воздушная, озорная Китри, впечатляющая уверенным апломбом. 

Фуэте как повод

Художественный руководитель театра имени Якобсона, заслуженный артист России Андриян Фадеев признался журналистам, что хотел бы посетить Дивеевский монастырь и рассказал о балете.

– У вашего «Дон Кихота» достаточно богатая гастрольная история, не правда ли?

– Да, мы уже показали этот спектакль во многих городах России и мира, – говорит, – и знаем точно: зрители его обожают. Артисты его тоже очень любят и ждут: спектакль примечателен тем, что в нем нет ни одного «проходного» персонажа. Сценическое поведение каждого артиста продумано до мельчайших деталей, и все, присутствующие на сцене, задействованы в общей партитуре действа.

Спектакль большой, масштабный, и на маленьких сценах мы его показать в полной мере не можем. Но в сценическое пространство тюза он встроился на удивление удачно. 

– Вы были премьером Мариинского театра и еще не так давно блистали, в том числе в «Дон Кихоте» в партии Базиля.  Как вы видите эту роль?

– Как большую ответственность для артиста. Да и в целом «Дон Кихот» – сложный балет, насыщенный трюками. – Я для себя его называю «балет-риск». Но в нем у артистов есть прекрасные возможности показать, на что они способны. Покорить зрителя красивыми ногами, хорошей игрой. Энергетикой, разумеется.  Ведь всё техническое оснащение,  все эти знаменитые тридцать два фуэте и jete en tournant – только повод для контакта «глаза в глаза» с восхищенным зрителем.

Наш «Дон Кихот» – это классика. Классический балет в постановке Мариуса Ивановича Петипа, хоть и в редакции экс-премьера Лондонского Королевского балета Йохана Кобборга. Как мы с вами порой перечитываем «Горе от ума» и «Войну и мир», так же ни один академический театр не может жить без классического репертуара, а это «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»… Я знаю, что в репертуаре вашего театра оперы и балета тоже есть «Дон Кихот», но он немного другой. Помимо того, что у нашего спектакля есть пролог, спектакль в целом выстроен режиссером иначе.  Выстроен очень грамотно: даже самому неискушенному зрителю не надо заглядывать в программку, чтобы понять, что происходит на сцене в тот или иной момент. Собственно, так и должно быть в театре. 

Следующие встречи нижегородцев с «золотомасочным» спектаклем состоятся 

6 и 7 июня. На сцене ТЮЗа артисты московского театра им. А.С. Пушкина покажут драму «Добрый человек из Сезуана» в интерпретации Юрия Бутусова. Начало в 19.00. 16+

Региональная программа фестиваля «Золотая Маска» проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, правительства и министерства культуры Нижегородской области. Генеральные партнеры – благотворительный Фонд Михаила Прохорова и Сбер. 

Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате