Независимо от того, почему вы выбрали самолет в качестве транспортного средства на пляж — боитесь ли духоты вагона или в эту страну просто не ходят поезда, — поездка должна быть максимально комфортной. Хотя бы потому, что в сравнении со всеми остальными максимально быстрыми средствами передвижения самолет еще и самый затратный для нашего кармана. Однако при этом перелет может стоить вам не только немалых денег, но и немалых нервов. Как этого избежать или хотя бы снизить неприятные впечатления до минимума, мы попросили рассказать юриста нижегородской туристической фирмы Анастасию Белову.
В сутки — четыре обеда
Как ни странно, самые значительные неприятности поджидают авиапассажиров на земле. Нередко еще до объявления посадки на рейс. К примеру, когда эта самая посадка откладывается. Чтобы зря не переживать и не волноваться, необходимо помнить, что независимо от причины задержки рейса авиакомпания обязана бесплатно предоставить пассажирам следующие услуги (согласно приказу Минтранса РФ от
— обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
— обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время;
— размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное время;
— доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно;
— хранение багажа.
Также имейте в виду: если вы приобретаете билет авиакомпании, которая зарегистрирована в стране Евросоюза, то перевозка будет производиться по правилам специальной директивы ЕС от 11 февраля 2004 года. Этот документ устанавливает общие правила компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке и отмены либо долговременной задержки рейса. Так, минимальная компенсационная выплата составляет 250 евро при полете на расстояние менее 1500 километров с задержкой рейса чуть более двух часов. Если вы летите дальше, то сумма компенсации будет уже 400 евро. Если перелет свыше 3,5 тысячи километров — 600 евро.
Дама сдавала багаж…
Как показывает практика, у многих нижегородцев возникают конфликты с авиакомпаниями и во время посадки в самолет. Все потому, что они не знают, какие именно вещи можно пронести с собой на борт самолета в ручной клади, а что нужно сразу класть в чемодан, который вы сдадите в багаж. Основные ограничения касаются жидкостей: по правилам общий объем жидкости, которую вправе взять с собой на борт самолета пассажир, может составить не более одного литра. Но обратите внимание: при этом жидкость должна быть упакована в контейнеры не более чем по 100 миллилитров каждый. То есть если объем флакона туалетной воды у вас, скажем, 150 миллилитров, то брать его в ручную кладь уже нельзя. Имейте в виду, что по правилам жидкостью считаются пена (в том числе для бритья), дезодоранты, гели, спреи, шампуни, лосьоны, кремы, тушь для ресниц, пасты.
А вот ограничений на провоз в ручной клади ноутбуков, фотоаппаратов, видеокамер
…а получала «ноль»
К сожалению, утеря или порча багажа при авиаперелете — это пока суровая реальность. Кстати, по статистике, в Европе вещи пропадают чаще, но тенденция снижения потерь прослеживается так же четко, как и за океаном. В 2008 году в Европе путешествовали по воздуху 323,563 миллиона человек. У них пропало 4,633 миллиона сумок, или по 14,3 места багажа на тысячу пассажиров (на 15,5 процента меньше, чем в 2007 году).
Если по прилете оказалось, что багаж поврежден или вообще утерян, желательно сразу на месте составить так называемый коммерческий акт. Этот документ, как правило, оформляется на бланке авиакомпании. Там вы указываете свои претензии.
Как определяется стоимость причиненного ущерба? Если вам удастся доказать, какие вещи были у вас в чемодане и их стоимость (с помощью чеков, свидетельских показаний
Кстати, если вы перевозите в багаже ценные вещи, стоимость которых значительно выше стандартных компенсаций, то для надежности можно воспользоваться услугой воздушной перевозки багажа с объявлением ценности. О таком желании нужно сообщить представителям авиакомпании при регистрации на рейсе в момент сдачи багажа. Совместно с представителями компании вы составите акт, в котором будет описано содержимое багажа и указана его стоимость. Если вещи пропадут, то вам должны будут выплатить компенсацию в размере объявленной ценности. Конечно, за перевозку багажа с объявленной ценностью взимается дополнительная плата, размер которой устанавливают авиакомпании.
Отдельно отмечу, что при просрочке доставки багажа в пункт назначения в соответствии со ст. 120 ВК РФ «перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика». В данном случае, согласно
законодательству РФ, МРОТ равняется 100 рублям.
Если багаж поврежден или утерян при полете внутренним рейсом, то претензию авиакомпании можно предъявить в течение 6 месяцев (ст. 126 Воздушного кодекса РФ). В случае утраты багажа при международном рейсе претензия авиакомпании может быть предъявлена в течение 18 месяцев (ст. 127 Воздушного кодекса РФ). Ваша претензия должна быть рассмотрена в течение 30 дней (ст. 128 ВК РФ). Если ответ вас не удовлетворит, можно подавать иск в суд.
Максим СТАРШОВ.