Впереди идущий БТР подорвался на фугасе, и клубы густого дыма мгновенно окутали голубой горизонт. В ту же минуту дверь нашего "пазика" сложилась гармошкой от удара прикладом. В автобус ворвались несколько террористов в камуфляже и черных масках.
- Руки за голову! Выходи из автобуса! На колени! Голову вниз! Не смотреть, пристрелю! - Команды раздавались с такой частотой, что мы не сразу успевали подчиняться, и тогда кого-то из нас ударяли в спину прикладом автомата, кого-то просто грубо толкали на землю.
Мешки - на голову, руки - за спину
- Мобильники, камеры, драгоценности! - продолжали командовать бандиты, укладывая трофеи в мешок. Точно такие же мешки они надевали на голову нашим мужчинам и связывали им руки за спиной капроновой петлей. Два километра под палящим солнцем они гнали нас по полю, уши закладывало от автоматных очередей. Стрельба шла такая, что гильзы, казалось, градом сыпались на спину. Пот застилал глаза, в поле зрения попадали только спины впереди бегущих заложников. Иногда приходилось перешагивать через оторванные окровавленные руки и ноги. Когда по команде "Ложись!" мы в очередной раз падали на землю, чеченцы глумились:
- Шамиль, выбирай любую!
Кавказская речь мешалась здесь с русским матом. В какой-то момент я оступилась и шагнула в сторону - сзади в шею мне уткнулось раскаленное дуло автомата:
- Не растягиваться, пристрелю!
Внезапно все стихло.
- Аллах, акбар! - раздалось впереди. Когда-то впервые я услышала начало этой молитвы в военной Чечне… Теперь передо мной издевательски маячили объективы телекамер. Это я уж потом подумала, что надо было попробовать улыбнуться и сказать что-то типа "На войне, как на войне". А в эту минуту, задыхаясь, лишь зло прохрипела:
- Что, интересно?
Эти кадры и увез с собой корреспондент телеканала "Звезда" в свою редакцию. Репортеры НТВ через спутник вели прямой репортаж с места события. Спустя пару часов, когда нам вернули мобильники, родные и близкие звонили из дома - операцию "Захват заложников" они увидели в "Новостях". А мы тем временем фотографировались на память в обнимку с "террористами" - солдатами-дагестанцами Второй гвардейской мотострелковой Таманской бригады (в прошлом - знаменитой Таманской дивизии).
Погон сполз на рукав
Кстати сказать, реорганизация, которая сейчас происходит в армии, Московский военный округ не миновала. Непривычно было смотреть, как солдатики на плацу занимаются зарядкой в одинаковых сине-красных спортивных костюмах. А уж новая офицерская форма от Юдашкина вообще никого не оставит равнодушным. Погоны со звездами, которые испокон веку лежали на плечах, кутюрье разместил по своему усмотрению - один погон крепится на груди, второй - на левом рукаве. Сами военные относятся к этому весьма спокойно, а вот нас полковничьи звезды повыше живота оч-чень умиляли: замутил Валентин!
Показательные выступления спецназа и мастер-классы известных военных телерепортеров Руслана Гусарова, Алексея Самолетова, Александра Минакова, корреспондента "МК" Вадима Речканова (Александр Сладков, раненный в Цхинвале, вместе с пулей в ноге улетел в "горячую" Киргизию), лекции военных психологов, сотрудников Национального антитерростического комитета, Министерства иностранных дел, выступление руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ Михаила Сеславинского, безусловно, были очень полезными для нас, но это была самая безобидная часть учений. А в остальном мы учились работать в условиях ближнего боя, брать интервью у военачальников сразу после штурма, проходить по минному полю, различая в траве невидимые проволочки растяжек, в нестерпимой жаре в бронежилетах и касках трястись в бэтээре, оказывать первую медицинскую помощь, вытаскивая раненых из танкового люка на хомутах "ША-4", накладывать жгуты и шины Дитрихса…
Как усмиряли фанатов
Темой одного из практических занятий была работа в условиях массовых беспорядков. Разгоряченная толпа футбольных фанатов высыпала на поле. Милицейский "уазик" с прибывшими переговорщиками они раскачивали, как утлую лодчонку, грозя перевернуть. На помощь прибыли водометы, омоновцы с "Черемухой", саперы с собаками. Московский ОМОН работал синхронно-слаженно, как ансамбль "Березка" - сотни бойцов в считаные секунды выстраивались в ровную шеренгу по периметру поля, в считаные секунды сворачивались, оцепляя демонстрантов. Представители прессы, одетые в специальные ярко-желтые куртки, вели себя по-разному: кто-то осторожно наблюдал за происходящим с трибуны, используя возможности современной оптики, кто-то, шагнув за линию оцепления, смешался с толпой и теперь испытывал оснащение омоновцев на себе, кого-то уложила на асфальт мощная струя водомета, кого-то скрутили и затолкали в машину. Один из отчаянных репортеров, пробуя омоновский щит на прочность, с разбегу пнул серебристую чешую и… тут же получил по голове дубинкой, которую производители остроумно назвали "Аргумент".
Особая встреча - с писателем, лауреатом многих литературных премий Николаем Ивановым. Четыре месяца провел полковник Иванов в чеченском плену, в земляной яме размером "тридцать семь расчесок на двенадцать", две из его двадцати книг написаны на основе этого страшного опыта - "Вход в плен бесплатный" и "Расстрелять в ноябре".
Уверенность и профессионализм
- Горячие точки - это там, где убивают, - раз и навсегда остудил наш романтический пыл Николай Федорович. - И не дай вам бог, чтобы знания, полученные на учениях, когда-нибудь пригодились…
Для тех, кто не понял, зачем потребовалось организовывать такие, думаю, что весьма дорогостоящие учения в условиях, максимально приближенных к боевым, для журналистов, поясню. Мир не спокоен, горячие точки возникают то там, то тут. Рядом с войной в обычном ее понимании соседствуют войны информационные, которые сегодня ведутся без правил. Вспомним хотя бы кадры, которые не так давно демонстрировал телеканал CNN - показывали нашу "картинку", где грузины бомбят Южную Осетию, а говорили при этом, что русские бомбят Гори…
- Глобализация принесет столько войн - всем достанется! - горячился за трибуной Минаков, прошедший со своими операторами не одну кровавую мясорубку. - "Бастион" учит профессионализму и дает уверенность. Главное для нас, журналистов, - выполнить задачу, то есть донести правдивую информацию до людей и остаться в живых…
Это был шестой по счету "Бастион", рассказывала на церемонии вручения специальных сертификатов (их, кстати, получили не все) первый секретарь Союза журналистов Москвы неутомимая Людмила Щербина. И уж точно не последний. Но уже сегодня у него есть свои герои и свои звезды. Есть даже собственная лавстори: в прошлом году журналистка из Челябинска и наш куратор из пресс-службы Министерства обороны Антон Гончаров нашли здесь свою судьбу. В нынешнем сентябре у молодых супругов должен родиться сын… Так что война войной, а любовь еще никто не отменял.
Татьяна ЧИНЯКОВА.
Справка "НН"
69 репортеров приехали на военный полигон в подмосковное Алабино со всей России на учебно-практические курсы специальной подготовки журналистов, работающих в экстремальных условиях, "Бастион". Курсы организовали Союз журналистов Москвы совместно с Ассоциацией военных журналистов при поддержке МИДа, Министерства обороны, ФСБ, МВД и МЧС Российской Федерации. Азбуку боя, язык батарей и практику выживания в горячих точках тут проходили журналисты из Южной Осетии, Дагестана, сирийские репортеры телеканала Russian Today.