В Нижегородском художественном музее работает уникальная выставка «Китайский фарфор времен культурной революции (1966 — 1976)». В экспозиции представлено 120 оригинальных предметов из частного собрания Маргариты Баржановой.
Рассматривать представленные на выставке уникальные фарфоровые панно, вазы и скульптурные композиции — занятие само по себе увлекательное. И дело даже не столько в идеологии. Хотя, конечно, представить, как еще лет 35 — 40 назад люди с энтузиазмом ехали, например, в деревню строить новую замечательную жизнь или боролись с врагами, сейчас довольно трудно. Но ведь было же такое в китайской истории! От той недавней поры остались, в частности, вот эти вазы с портретами вождя Мао Цзедуна, панно, изображающие строителей нового порядка или, например, героев революционной оперы «Овладение горой Вэйхушань», либретто к которой написала, между прочим, жена великого кормчего, театральная актриса Цзян Цин.
— Все представленные на выставке работы изготовлены в Цзиньдэчжене — всемирно известном центре производства фарфора, — рассказывает «НН» куратор выставки, искусствовед Наталья Соколова. — Именно здесь всегда работали самые лучшие мастера и художники Китая. Выполненные ими изделия неизменно отличались высочайшим качеством. Ведь еще в эпоху династии Сун (Х — ХIII века) был издан указ, в соответствии с которым изделия этого центра поставлялись только императорскому двору.
Стиль «нового десятилетия» стал отражать идеализированную картину мира и процветания, мало похожую на реальную жизнь. Люди на панно и вазах выглядят красивыми и счастливыми. И обратите внимание на поэтические названия работ! Чего стоит хотя бы «Классовую борьбу взяв за основу, усилить реализацию опыта уезда Дачжай».
Впервые выставка была показана три года назад в Москве. И с тех пор побывала в нескольких российских городах.
Оксана ЗЕМСКАЯ.