В пакгаузах на Стрелке показали необычную постановку «Орфея и Эвридики»

В пакгаузах на Стрелке показали необычную постановку «Орфея и Эвридики»

Одна из самых первых опер в мире была сложена на самый известный сюжет о  божественном певце Орфее, любимце Аполлона. Благодаря своему музыкальному дару он сумел спуститься в мир мертвых и вернуться обратно – по некоторым версиям, еще и прихватив с собой оттуда почившую супругу Эвридику. 

Само совершенство

На самом деле – насколько, конечно, мы можем применить к мифу это «самое дело» – Эвридика осталась в царстве Аида. Хеппи-энд был организован в связи с тем, что спектакль о всепобеждающей силе музыки и любви также исполняли на бракосочетаниях высокопоставленных особ и, конечно, воссоединение мифических супругов считалось добрым предзнаменованием.

История знает не одну сотню музыкальных произведений об Орфее и Эвридике. У многих на слуху популярный канкан, но он совсем не из той оперы. Мы же поговорим об «Орфее и Эвридике», написанной немецким композитором Глюком 260 лет назад и достойно выдержавшей проверку временем. На прошлой неделе нижегородская Опера закрыла театральный сезон нашумевшей премьерой в концертном зале на Стрелке. Билеты, несмотря на непривычно высокую для нижегородцев стоимость, разлетелись до единого, едва попав в продажу. И ожидания первой тысячи счастливчиков не были обмануты.

Прежде всего, уверена,  многие открыли для себя замечательного композитора Глюка. Его «Орфей» откровенно красив, словно античная статуя. Относительно известны из этой оперы ария «Потерял я Эвридику» и мелодия Танца блаженных духов, от изящества которой обмирает душа. Но есть и другие номера, не менее достойные и внимания, и аплодисментов. 

Далее, зал, выстроенный внутри металлического скелета пакгауза выставки 1896 года, превосходен как с акустической точки зрения, так и в смысле зрительского удобства.  Предваряя премьеру, заместитель председателя правительства Нижегородской области Олег Беркович отметил: после концертов, которые прошли здесь в начале июня, многие специалисты, артисты и музыканты сошлись во мнении, что это один из лучших камерных залов страны.

Таким, премиальным объективным условиям – гениальная музыка, идеальная акустика – соответствует и исполнение, безупречное с музыкальной точки зрения. Великолепен оркестр La Voce Strumentale под управлением главного дирижера театра Дмитрия Синьковского, великолепны солисты. Главную вокальную и сценическую нагрузку несет, безусловно, Орфей: партию божественного певца можно смело назвать марафонской, и Дарья Телятникова справилась с ней блестяще, то и дело срывая овации зала. Эвридика в исполнении Татьяны Иващенко, обладающей прекрасным, «струящимся» сопрано, подана истинной женщиной – нетерпеливой и требовательной. 

Лилия Гайсина, солистка МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, исполнила партию Амура, олицетворяющего всепобеж­дающую и всё оправдывающую любовь. Надчеловечность этого замечательно полезного персонажа проявляется в неизменной улыбке вкупе с чарующим голосом, словно лишенным каких-либо страстей в противовес мятежным Орфею и Эвридике.

Пляшут тени на стене

В применении к театру фабулу мифа об Орфее и Эвридике многократно переделывали и переписывали, не только меняя концовку, но также варьируя персонажей и события. Режиссер-постановщик Вячеслав Игнатов, по его собственному выражению, «ощутимо трансформировал сюжет», буквально отзеркалив его. Но остались неизменными любовь, смерть и вечность – три константы, силовые поля, между которыми мечутся герои на пути к воссоединению. 

В подземном мире Орфею встречаются сущности, которых не видел никто  из живущих. Постановщики придали им форму хтонических теней, вышедших из тревожных снов химер, сотканных из рыбьих костей и окаменевшей паутины. Бионические фурии поразительны, хотя и движутся без особой хореографической выдумки и системы. Преодоление грани между мирами сопровождается постепенным ритуальным облачением, особой «упаковкой» героя. Это вызывает ассоциации с церковной службой… и с Drawing Restraunt 9 Мэтью Барни. Вообще сюжет об Орфее – искусительный повод заглянуть в бездонный колодец символов и ритуалов, процитировать древнейшую иконографию и вспомнить о мистериях, поиграть ахроматикой. Это дает спектаклю интересное, долгое послевкусие. Необычные визуальные решения придают постановке флер таинственности. Наверное, так и должно быть: а вы что ожидали увидеть на том свете?

Справка «НН»

Режиссеры-постановщики – Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова, лауреаты Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (Москва).

Дирижер-постановщик – Дмитрий Синьковский, главный дирижер Нижегородского театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов.

Художники-постановщики, художники по костюмам – Ольга и Елена Бекрицкие (Москва).

Хореограф-постановщик – Михаил Колегов, хореограф Государственного академического Большого театра России (Москва).

Художник по свету – Алексей Хорошев, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (Москва).

Видеохудожник – Андрей Беляцкий (Москва).

Проект создан в партнерстве с фестивалем «Территория». 18+

Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.



Следите за нашими новостями в удобном формате