Сезон 2021-2022 в нижегородском театре «Комедiя» завершился премьерой комедии «Преступник поневоле», поставленной на малой сцене. Спектакль с элементами фантастики и сатиры получился легким, смешным... и не таким простым, как может показаться поначалу.
Опрощению нет прощения
Это первая работа режиссера-постановщика Дамира Салимзянова в Нижнем Новгороде и с уверенностью можно признать, что опыт оказался удачным. Поводом к сотрудничеству с театром стала режиссерская лаборатория «Классика. Режиссер. Отражение», которая состоялась в марте этого года. Представленный эскиз оказался столь успешным, что сразу же было решено поставить его в «Комедiи». Звезды сошлись так, что, несмотря на высокую занятость, у всех нашлось время и возможности выпустить премьеру, не откладывая еще «теплый» набросок на другой сезон.
Двойственность спектакля начинается с первоисточника, поскольку сочинителем пьесы также является режиссер Дамир Салимзянов. Авторское высказывание «в квадрате» всегда гарантирует, что зрители увидят именно то, что написал драматург, без искажений. В результате, совместно с труппой театра ему удалось раскрыть современные темы посредством абсурдного сюжета (в завязке напомнившего «Ревизора»), в котором заброшенная на 300 лет колония на далекой планете усиленно готовится к визиту инспекции Земной империи.
Стилистически комедия отсылает к популярной в интернете короткометражке «Российская кибердеревня на Марсе», где смешное рождается на контрасте между технологиями будущего и архаичными традициями переселенцев, сохранивших свои привычки в космосе. Так и в нашей внеземной истории, забытая патриархальная колония со страхом ждет гостей, поскольку их несоответствие установленным правилам может обернуться ликвидацией. Поэтому деревня срочно обретает статус города, экстренно строятся школа, церковь и даже тюрьма. Только зачем все это нужно и чего так боится Председатель (в исполнении актера Игоря Смеловского), долго не могут понять аборигены. В условиях камерной сцены, на расстоянии вытянутой руки, зрителям легко почувствовать себя одним из них на вечерней сходке.
Убить для общего блага
По главной музыкальной теме, песне «Травы, травы», дощатому оформлению и ситцевым нарядам (художник-постановщик спектакля Борис Шлямин) можно предположить, что первые колонисты были отправлены еще в 1970-е. А узнаваемый говорок подсказывает, что их «прародители» были из нижегородских мест. Визуально, прием взывает к коллективной памяти, наивным кинокартинам тех лет, где прошлое кажется беззаботным и солнечным.
«Потемкинская» деревня, наскоро подкрашенная, населена соответствующими персонажами. Так, на сцене возникает «театр в театре», где председатель режиссирует, кому – кого исполнять, с азартом приняв предложенные обстоятельства. И если с бытовыми ролями разобрались без проблем (прямолинейно считывая должностные обязанности по сохранившимся книгам), то, чтобы вжиться в личину вора и, по совместительству, убийцы, тихому Толику Рыбакову, гротесково сыгранному актером Игорем Михельсоном, придется помучиться.
Наивно соображая, как доказать свой статус рецидивиста поневоле, и тем самым совершить героический поступок для общего блага, тот мучается вечным вопросом: почему он должен подчиняться приказу, воровать и убивать людей? Неспроста инспекторы из воинствующего матриархата, принеся сумятицу в лесную идиллию, одеты в черные плащи, с выделкой под кожу рептилий. По ХХ веку, как по утраченному «эдемскому саду», звучит ностальгия, по уходящим от нас искренним чувствам и жизни без вражды. 16+
Ольга Плаксунова. Фото предоставлено театром.