С трепетом, но эффектно

С трепетом, но эффектно

«Брестская крепость». Белоруссия — Россия, 2010. Режиссер Александр Котт. В ролях: Александр Коршунов, Андрей Мерзликин, Павел Деревянко, Алеша Копашов.
Вообще, браться за съемки фильма о защитниках Брестской крепости — дело довольно рискованное, ведь о ее защитниках уже снято несколько кинолент, и не самых плохих.

А с другой стороны, о чем же еще может быть первый кинопроект Телерадиовещательной организации союзного государства, как не об этом символе мужества и единения нашего народа.
Как известно большинству людей старшего и среднего поколения, гарнизон Брестской крепости первым принял на себя удар немецких захватчиков и, несмотря на нехватку боеприпасов, продовольствия и воды, в течение нескольких дней оказывал яростное сопротивление гитлеровцам. И неважно, что битва не имела стратегического значения, поскольку крепость к началу Второй мировой войны утратила оборонительную функцию, и немцы, сразу обойдя ее, пошли по нашим тылам. Главное, что именно здесь советские солдаты показали беспримерные образцы героизма и патриотизма, дав понять неприятелю, что наш народ так просто не одолеешь. Недаром же на стенах крепости остались как назидание потомкам надписи: «Умираю, но не сдаюсь».

Конечно, вечером 21 июня 1941 года никто из личного состава гарнизона умирать не собирался. Народ, как служивый, так и штатский — жены дети командиров и т. д., — пребывал во вполне прекрасном настроении: играл духовой оркестр, люди кружились в танце, а затем смотрели кинокомедию в гарнизонном Доме культуры. Фильмов о войне с подобным началом мы видели немало. Создатели «Брестской крепости» здесь не стали выдумывать что-то свое, оригинальное. Показывая последний мирный день, авторы фильма коротенько знакомят нас с главными героями. Вот начальник погранзаставы, лейтенант Кижеватов (Андрей Мерзликин) снимается на память со своим семейством. Полковой комиссар Фомин (Павел Деревянко) яростно ругается с начальником вокзала, требуя доставить его семью в Брест (и это в то время, когда напуганные слухами о скорой войне многие штатские хотят побыстрее уехать отсюда в глубь страны). Командира полка, майора Гаврилова, тем временем теребит особист за якобы паникерские настроения — тот, как и многие, считал, что накануне войны оставлять гарнизон внутри крепости — безумие, враг, ворвавшись туда, превращал ее в каменный мешок для защитников. Гаврилов хотел, чтобы личный состав располагался возле крепости. Это давало бы свободу маневра. Увы, получилось как он предрек.

Закадровый голос сообщает нам, что помнит этот день очень хорошо. Повествование идет от лица единственного вымышленного персонажа — воспитанника музыкального взвода крепости Сашки Акимова, у которого, впрочем, был прототип. Этот подросток, как говорили создатели фильма, нужен им был для того, чтобы связать три линии картины, три очага сопротивления фашистам, возглавляемые Кижеватовым, Фоминым и Гавриловым. Мальчишка, перемещаясь между тремя группами, помогает как бы координировать их действия.
Бомбежку крепости подросток встретил на рыбалке, может, потому и уцелел.

Между тем сцены немецкого артиллерийского удара по крепости ранним утром 22 июня весьма впечатляют своим размахом и эффектом, как, впрочем, и все остальные батальные моменты, в частности, воздушный бой самолетов, использование немцами огнеметов и сброс огромной, 2,5-тонной бомбы. Чувствуется, что компьютерная графика сделана на вполне профессиональном уровне, который ничуть не хуже голливудского. Правда, и бюджет картины (свыше 250 миллионов рублей) позволял сделать качественные спецэффекты. Кстати, генеральный продюсер фильма небезызвестный Игорь Угольников на пресс-конференции пояснил, что послужило одной из причин новой киноверсии «Брестской крепости». По его мнению, нынешняя молодежь, пресыщенная спецэффектами, старые фильмы смотреть не будет, а ведь она должна знать о подвиге народа. Наверное, авторы своей цели достигли. У них получилась этакая смесь старого советского кино с трепетным отношением к войне в мощном современном компьютерном обрамлении. Еще бы немного психологизма в образы героев, которые старательно играют актеры, добавить. Но и так вышла добротная картина. Конечно, не обошлось без некоторых шаблонов и кинокрасивостей. Например, умирая, Кижеватов, разумеется, рассматривает фото своей семьи, а Фомин, вместе с другими бойцами сдавшись в плен, на вопрос фашиста: «Кто коммунисты и евреи?» — не промолчал, а тут же пафосно воскликнул: «Я — коммунист, я — еврей». Хотя в реальной жизни его выдал предатель.

Символично, что премьера фильма «Брестская крепость» состоялась ранним утром 22 июня у Тереспольских ворот Брестской крепости, у которых и началась война.
Ну, а всероссийская премьера ленты намечена на 4 ноября. Сходите, зря время не потратите. Говорят, на просмотре даже президент Белоруссии Александр Лукашенко дважды обронил скупую мужскую слезу.

Сергей ПЕТРОВ.

Следите за нашими новостями в удобном формате