Под занавес сезона в театре «Вера» поставили пьесу со своеобразной трактовкой классика

Под занавес сезона в театре «Вера» поставили пьесу со своеобразной трактовкой классика

Нижегородский театр «Вера» завершил сезон премьерой спектакля «Как вам это понравится» по одноименной пьесе Шекспира. Мы побывали на первом показе и готовы поделиться с читателями собственными противоречивыми впечатлениями.

Побег за счастьем

Постановка Александра Ряписова, хорошо знакомого нижегородцам, и в этот раз продемонстрировала небанальный подход режиссера к трактовке классики. К тому же, выбрать сейчас не самую известную пьесу – довольно рискованный поступок, ведь интерес к спектаклю зачастую напрямую зависит от популярности произведения. Но в таком решении есть свое преимущество, ведь у публики в отношении малознакомых персонажей не сформировались зрительские стереотипы, чего не скажешь, например, о героях «Ромео и Джульетты» или «Гамлета», поэтому режиссерские трансформации в «Как вам это понравится» хоть и смотрятся эклектично, а местами экзотично, но не вызывают отторжения.

Приготовьтесь удивляться, ведь традиционного шекспировского антуража вы здесь не увидите. Постановка решена концептуально, с приемом постиронии, в котором переплетено серьезное и сатирическое, множество метафор и серьезные темы. Первая часть – во владениях жестокого герцога Фредерика (Владимир Джумок) – переносит зрителей в узнаваемое позднесоветское прошлое. Тоталитарное общество с властителем в шинели и (вместо короны) в каракулевой папахе со стразами, живет как в тюрьме в вечной зиме, словно запертыми в чиновничьем портфеле, который изображен на заднике сцены – оригинальные визуальные решения художника-

сценографа Андрея Щаева и модельера Полины Гришиной. Выделить хочется и работу художника по свету Сергея Гаевого, неожиданно раскрывшего технические возможности театра.

Брат изгнал брата, родственники лишают друг друга положенного наследства – вокруг убогий и мрачный мир насилия и жестокости. Из него решают убежать дочь герцога Селия (Мария Попова), переодевшись мужчиной, и ее кузина Розалинда (Полина Майорова), чтобы спасти их дружбу, а возможно и жизни. Дабы скрыться от погони, девушки поселяются в Арденском лесу – полной противоположности их прежней жизни, с костюмами всех цветов радуги, в свободном европейском мире, наполненном яркостью весны и лета.

Намек зрителю

Спектакль – наследник постмодерна, в котором важнее не «про что», а «как» интерпретирован сюжет. Многочисленные вставки музыкальных номеров (подобранных Львом Харламовым) введены ассоциативно, перекликаясь с происходящим на сцене. Только, чтобы понять подтекст, порой понадобится знание перевода или английского и французского (песни исполняются на языке оригинала). Вокальные паузы были необходимы, чтобы разнообразить постановку и дать намек (не всегда очевидный) зрителю, вязнущему, как в паутине, в витиеватых кружевах перевода. К слову, выбран был самый древний из них (Петра Вайнберга, 1880 года), и в итоге сокращен, что оказалось на пользу для темпоритма. Но купирование получилось настолько решительным, что присутствие второстепенных персонажей вызывало вопросы.

Так, перемежая действие эстрадой, бросая и снова находя нить сюжета, больше трех часов постановка движется из пункта «детство» на станцию «любовь» к счастливому финалу – трем свадьбам с разоблачением. Правда, попутно потеряв двух влиятельных особ в результате насильственной смерти (как водится у драматурга), но исключительно отрицательных персонажей, о которых даже близкие родственники мимоходом не вспомнят.

Часто зрители, высказываясь за авторов хрестоматийных произведений, решают, как вел бы себя создатель, увидев такие изменения на сцене? В нижегородском финале представилась такая уникальная возможность высказаться самому Шекспиру. Появившись на заключительных репликах, позаимствованных режиссером у американского комика-стендапера, Уильям (в исполнении актера Дмитрия Суханова) отрекся от услышанных «добавок», а в ответ получил: «Извините, но ваш текст архаичен». Впрочем, авторский замысел «все достойны любви» создатели спектакля передать смогли, а остальное – родом из столичного понятия «бутусовщина», теперь есть и у нас.

Увидеть и решить самим: «Как вам это понравится?», – зрители смогут 17 сентября, открыв этим спектаклем новый сезон. (16+)

Ольга Плаксунова. Фото предоставлено театром.

Следите за нашими новостями в удобном формате