Как мечта стала былью или как легкая, гротесковая комедия проводит невольные параллели с нашим временем

Как мечта стала былью или как легкая, гротесковая комедия проводит невольные параллели с нашим временем

В конце завершившегося театрального сезона на сцене Дома актера имени В. Вихрова прошла премьера «бюджетной комедии» «Больше, чем праздник!» – прекрасный пример того, как подзабытая классика сегодня обретает новое звучание. На протяжении нескольких последних лет Нижегородское отделение Союза театральных деятелей РФ проводит Российский фестиваль «Школа современного театра», на котором профессиональные театральные режиссеры и актеры представляют экспериментальные постановки. В конце 2020 года Павел Ушаков – руководитель одной из работ (по пьесе «Домик» В. Катаева) за свой спектакль получил диплом «За сценическое воплощение антикоррупционной тематики».

Не старое, но подзабытое

Пьесу, по словам организаторов, нашли «совершенно случайно» (сейчас некогда популярная драматургия Катаева – удел театроведов и филологов), но результат тогда настолько понравился экспертам, что было решено доработать эскиз в полноценный спектакль. Забегая вперед, следует отметить: с выбором не прогадали. Для постановки пригласили главного режиссера ТЮЗа Алексея Логачева. И вот, спустя полтора года на сцене – в прямом смысле, сидя на ней – зрители смогли ненадолго ощутить жизнь страны век назад и понять, что многое в городском управлении за это время не изменилось.

Сатирическое высмеивание бюрократии – разрешенная критика в конце непростых 1930-х, времени создания пьесы и действия сюжета. Однако даже такая безобидная комедия попала под критический разнос и запрет в 1940-м и была забыта на 16 лет.

Драматург не борется с системой, но если и находит в ней недостатки, то отдельные, а не верит в светлое будущее у него тот, кто привык жить по законам прошлого, мещанин-обыватель. У Катаева при этом нет однозначно «плохих» или «хороших» персонажей, но есть скептики, романтики и трусливые чиновники. И, как в хорошем произведении, отношение к его героям не раз меняется с «минуса» на «плюс». 

Комедийный ансамбль

Одна из главных особенностей спектакля – состав! Такую совместную работу артистов разных нижегородских театров (драмы, «Комедiи», «Театра на Счастливой»), редко где встретишь. Это разные театральные школы, приемы существования (на огромные и камерные залы). Но в Доме актера они поставлены в одинаково непростые условия – играть, находясь непосредственно перед зрителем, вовлекая присутствующих в происходящее, с эффектом иммерсивного театра. Ведь, находясь на воображаемом собрании или площади, актеры обращаются к публике как к непосредственному соучастнику действа и одновременно соз­дают «четвертую стену», словно не замечая никого вокруг. Такая работа дает им возможность проявить себя, раскрыть комедийный талант, а зрителям – увидеть их с неожиданной стороны.

Из Конска в Лобачевск

В центре событий провинциального, ничем не примечательного Конска оказывается дом, в котором, как выяснилось, останавливался знаменитый математик Лобачевский. И даже жива его внучка. А каждому уважающему себя городу необходимо иметь свою «физиономию» – известную личность, которая бы прославила его на весь мир.

Амбициозный энтузиаст и директор местного парка Персюков, в искрометном исполнении актера Павла Ушакова, находит ту самую родственницу Лобачевского – старушку Сарыгину (Тамара Кириллова), и раскручивает историю с энергией, которой бы позавидовал Остап Бендер, и добивается своей цели – изменить тихую жизнь Конска. Но не все гладко в личной жизни Персюкова: сложился любовный многоугольник между ним, машинисткой Шурой (Ксения Геворгян) и его антагонистом – управляющим делами горсовета Передышкиным (Александр Лапшов). Тот цинично разоблачает и противодействует растратчику городского бюджета, но под обаяние авантюриста попала председатель городского исполнительного комитета Есаулова (Марина Львова).

Чиновники Неуходимов и Ваткин, сыгранные актерами Иваном Бычковым и Александром Мамаевым, словно ожившие персонажи советских кинокомедий, отражают отношение к стремительно меняющимся событиям. А актриса Ольга Коновалова воплотила еще два типичных образа тех лет: суетливой почтальонки и грозной прокурорши Павликовой.

Блеф из пустяка вырастет до размеров цунами: откуда-то найдутся средства для реконструкции гостиницы, закупки скульптур, благоустройства пространств и даже на приезд Эйнштейна. И скоро всем станет страшно от масштаба работ и перспектив…

Чем закончится история грандиозных планов, вы сможете узнать в новом театральном сезоне. Легкая, гротесковая комедия проводит невольные параллели с нашим временем, когда большие торжества в городе отгремели, а подготовка к ним и последствия на слуху. Как и Катаев, написавший пьесу гоголевского уровня после визита в Таганрог, резюмируем: «Мы посмеялись и уезжаем, а асфальтированные улицы остались». (12+)

Ольга Плаксунова. Фото предоставлено организаторами.

Следите за нашими новостями в удобном формате