Масштабная этнографическая выставка «Сарафан. Шушпан. Одежа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме» открылась в Манеже (кремль, корп. 1а).
Этот коллаборационный проект объединил коллекции восьми российских музеев и трех частных коллекционеров. Но в сердце его – экспонаты двух нижегородских музеев: музея-заповедника
(НГИАМЗ) и художественного музея (НГХМ), подготовленные специально к Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Такого уровня событие в Нижнем происходит впервые. Через костюмы и предметы быта, ремесел народов Поволжья организаторы выставки хотели показать культуру, национальную самобытность каждого из них.
– Для нас очень важно было донести до зрителя мысль о том, что история, традиции, народное наследие – это не что-то скучное и безвозвратно ушедшее, а невероятно интересное, близкое и вдохновляющее, – сказал на открытии выставки генеральный директор НГХМ Роман Жукарин.
Современно выстроенное, правильно спланированное пространство Манежа дает возможность свободно перемещаться по лабиринтам, рассматривая витрины с экспонатами, или обойти кругом отдельно стоящие манекены, лодки, станки и небольшие постаменты с рыболовными крючками, инструментами и даже лаптем.
Генеральный директор НГИАМЗ Юрий Филиппов уточнил:
– Мы демонстрируем костюмы не «одинокими», а в комплексе с предметами, которые в то время кормили людей и изготавливались на продажу, – с наковальней, молотками, проволокой, знаменитыми нижегородскими кустарными и художественными промыслами. Экспонаты хорошо сохранились и позволяют отследить то новое, что появлялось в народном костюме с течением времени под воздействием целого ряда исторических и культурных факторов.
На фоне белых стен, еще контрастнее и ярче выглядит золотное шитье, малиновые сарафаны и вышитые головные уборы. Модницы прошлых веков тратили на наряды куда больше денег, заказывая шитье в монастырях, и времени, создавая их своими руками, и не на пару сезонов, как сейчас, а хранили в сундуках и надевали их потом всю жизнь. И даже передавали по наследству.
Для каждого события был предусмотрен свой костюм. Так, например, на выставке представлена «одежда для Бога» – молельный костюм заволжских старообрядцев. Для праздников – свой комплект одежды, как у старообрядцев села Чернуха Арзамасского района или крестьян села Безводное и Вознесенского района. География региона дополнена традиционной одеждой мордвы-терюхан, марийцев, татар и других национальностей.
Отдельное внимание привлекает комплекс, воссоздающий традиции празднования Троицы. Это не оригинальные, а реконструированные по старинным образцам, современные костюмы. Выстроены на подиуме они так, словно группа односельчан с песнями отправилась на гуляние, с веточками берез. Откуда-то доносится негромкое народное пение, и жизнь замедляет свой бешеный темп, перенося в домотканое прошлое.
В экспозиции также можно увидеть живописные картины художников Константина Маковского и Федота Сычкова, которые запечатлели бытовые сценки и красавиц в народных костюмах. А в специально отгороженных пространствах – посмотреть видеозарисовки старинных обрядов, фотографии, сделанные на рубеже ХIХ-ХХ веков, и немного отдохнуть, чтобы позже продолжить красочное путешествие в историю.
Рядом с экспонатами размещены подробные материалы, где можно самостоятельно прочесть информацию и узнать, из каких мест они привезены. Удивительным образом окажется, что сарафан из нижегородского музея совпадает по рисунку декора с петербургским. А может быть, когда-то это носила одна девушка, но потом костюм был разделен? Внимательные посетители наверняка заметят антропометрические изменения в поколениях – насколько выше стали нынешние люди, ведь некоторые юбки, надетые на современные манекены, стали смотреться намного короче.
Организаторам удалось в 60 костюмах рассказать о том, как заселяли нашу огромную территорию разные народы, входящие в большую и многоликую семью Поволжья. Приходите, чтобы обрести самоидентификацию – найти себя среди них. Выставка работает по 2 октября. (0+)
Ольга Плаксунова.