Компьютер не учил историю

Компьютер не учил историю

Чем дольше существует единый государственный экзамен, тем больше споров и вопросов он вызывает. А ведь, казалось бы, к нему готовят в школах, выпускается множество пособий и учебников, а в случае неудовлетворительных результатов можно всегда подать апелляцию или пересдать экзамен. Но именно пересмотр результатов для многих родителей и выпускников пока остается загадкой. Есть ли смысл подавать апелляцию? Возможно ли доказать правильность своих ответов?

Анне Давыдовой, кандидату исторических наук, преподавателю ННГАСУ и репетитору по истории и обществознанию, готовящему выпускников к единому государственному экзамену, недавно совершенно случайно удалось познакомиться с процедурой пересмотра результатов ЕГЭ.
Незадолго до экзамена к Анне обратились родители выпускника одной из областных школ с просьбой проконсультировать и подготовить их ребенка к ЕГЭ по обществознанию.

— Саша был довольно хорошо готов, требовалось лишь несколько занятий, — вспоминает преподаватель.

15 июня по Нижегородской области прошел экзамен. Результаты Саши оказались ниже ожидаемых: за творческую часть С баллы были занижены. Но в целом школьник очень хорошо справился с заданиями. Его результат — 69 баллов. Лишь 12 процентов старшеклассников по области сдали экзамен лучше его. Несмотря на это, родители Саши все же решают обратиться в конфликтную комиссию для пересмотра результатов. Они попросили Анну присутствовать на данном процессе, чтобы она как компетентный в данной области человек могла помочь отстоять свою точку зрения.
Проблемы начались с самого начала. Во-первых, было неизвестно, кем являются члены апелляционной комиссии.

— У них не было беджиков с указанием фамилии, имени, отчества, должности, на все вопросы они отказывались отвечать, — удивляется Давыдова.
Во-вторых, выяснилось, что на апелляции могут присутствовать только родители и сам участник ЕГЭ, а наличие преподавателя-репетитора — это нарушение. В порядке исключения Анну допустили смотреть ответы, но фраза: «А вас здесь вообще не должно быть» — регулярно звучала в ее адрес.

— И в чем же тогда смысл пересмотра результатов, раз апеллировать может только ребенок, который порой сам не уверен в своих знаниях, и родители, которые могут совершенно ничего не смыслить в данном предмете? — недоумевает она.
Основной спор сосредоточился вокруг творческого задания части С, в котором участник ЕГЭ должен дать свои развернутые ответы на вопросы. В двух вопросах творческого задания правильные ответы Саше просто не засчитали.

Не сошлись мнения комиссии и кандидата исторических наук на «формы познания» (один из вопросов части С). Но возможности чем-то подтвердить или как-то доказать свою точку зрения не было: печатные издания, учебники, где четко написаны правильные ответы, любые другие источники, которые могут помочь школьнику отстоять свою правоту, показывать и приносить запрещено.

— И тогда вопрос — как же можно аргументировать свою точку зрения? — удивляется Анна.
Однако в ходе пересмотра результатов также выяснилось, что в части В (на которую жалоб не было) компьютер… неправильно подсчитал количество баллов.

— Если бы не пошли на апелляцию, никто никогда и не узнал бы, что допущена ошибка! — возмущается педагог.
В итоге Саше все-таки удалось повысить свою оценку на несколько баллов за счет пересчета баллов в части В. Но факт остается фактом.

— На апелляции даже я, кандидат наук, не смогла отстоять свою точку зрения. Я представляю, каково при этом приходится детям с родителями…

Юлия КАЛИНИНА.

К слову

Ошибка при машинной проверке результатов ЕГЭ не такая уж и редкость. Известны случаи, когда не засчитывается правильный ответ, например, в ЕГЭ по математике, если компьютер путает цифру 1 с цифрой 7, или в ЕГЭ по литературе, если слово «актёр» написано с буквой «ё», а правильным считается «актер» с буквой «е». А ведь многие недовольные результатами школьники просто не обратились в конфликтную комиссию…

Следите за нашими новостями в удобном формате