Николай Рогачев: «Я и сейчас душой с юридическим факультетом ННГУ»

Николай Рогачев: «Я и сейчас душой с юридическим факультетом ННГУ»

Какими качествами должен обладать хороший адвокат? Как начинался юридический факультет ННГУ? И есть ли у троечника шанс стать профессионалом? Об этом мы спросили мэтра адвокатуры Николая Дмитриевича Рогачева. 

Николай Дмитриевич Рогачев -  президент Палаты адвокатов Нижегородской области, председатель президиума областной коллегии адвокатов, заслуженный юрист РФ, вице-президент Федеральной палаты адвокатов, один из основателей юридического факультета ННГУ, почетный доктор Университета Лобачевского.  Вместе с руководителями правоохранительных органов в начале девяностых он обратился к ректору вуза с просьбой о создании юрфака. В ноябре 1991 года было утверждено решение Ученого совета ННГУ об образовании юридического факультета. 

- Николай Дмитриевич, Вы стояли у истоков основания юридического факультета ННГУ им. Н.И Лобачевского.  С чем в первую очередь была связана инициатива? 

- В 1987 году я стал председателем областной коллегии адвокатов, а кроме того,  был председателем экзаменационной комиссии Горьковского отделения ВЮЗИ (Всесоюзный юридический заочный институт). Сам я учился на юридическом факультете Ленинградского университета. И я считал, что каждый университет  обязательно должен иметь юридический факультет.  Например, в Казанском, Московском университетах были такие факультеты. В Европе нет университета, который не имел бы юридического факультета. И мне казалось, что в ННГУ (в то время это был Горьковский университет) тоже должен быть юридический факультет. Ведь статус вуза сразу повышается. 

Мне хотелось, чтобы школа преподавательская  была  своя, местная на высоком уровне.  Потому что в ВЮЗИ многие преподаватели были приезжие. Конечно, это были великолепные московские профессионалы,  школа там хорошая, но они приезжали и уезжали.  

Осуществить это, как мне тогда казалось, можно было только при  условии, если факультет войдет в какое-то сильное учебное заведение.  Это, кончено же,  наш Университет Лобачевского. Мне хотелось, чтобы юристов  готовили здесь, на месте. И чтобы уровень подготовки был более высоким. 

- Если вспомнить факультет начала 1990-х годов, как он изменился за эти годы? Как он развивается?  Вы сами любили преподавать? 

- Изначально вся база факультета была ВЮЗИ. Были некоторые сложности с преподавательским составом. Часть преподавателей ВЮЗИ в знак протеста не захотела остаться. Это была небольшая часть, но такое было. Число студентов сначала тоже было небольшим. Но по мере того, как развивалась страна, факультет легко впитывал все те тенденции, которые появились с начала 90-х годов. Развивался и продолжается развиваться факультет достаточно успешно. 

Мне бы хотелось пожелать факультету обрести свой большой дом, чтобы все занятия проходили в одном здании, ведь число желающих учиться на юридическом факультете постоянно растет. Я считаю, что здание для вуза очень важно. Как театр начинается с вешалки, так и факультет начинается с того помещения, в котором он располагается. 

Что касается преподавания, я понял, что это не мое. Я преподавал около шести лет. Был доцентом кафедры уголовного права и процесса. Я все-таки в большей степени адвокат и тогда еще активно вел дела. Прочитать курс лекций -  это для меня интересно, но проверять письменные работы, контрольные — это совсем не моё. Закончив преподавать, я не потерял связь с факультетом. Потом многие годы я был председателем комиссии, а потом членом ученого совета. Я и сейчас душой с юридическим факультетом -  поддерживаю теплые отношения с преподавательским составом. 

- В 90-е годы был бум на юридическое образование. Все шли учиться на юристов, а еще на экономистов. Насколько сейчас востребованы юристы? 

- Переизбытка юристов в то время не могло не быть.  Это  было модно и было вызвано в какой-то степени тем, что существовало некое романтическое представление, что Россия очень быстро достигнет европейского уровня развития, где без юриста человек и шага не сделает.  Российский менталитет другой. В России чаще всего к нам обращаются тогда, когда  дело уже сделано,  допущена ошибка,  и ее бегут исправлять. И то число юристов, которых начали готовить факультеты разных учебных заведений было, на мой взгляд,  избыточным. Многие потом с дипломами юриста пошли работать менеджерами, продавцами. Но это естественные процессы переломного перехода от одной системы к другой. 

Сегодня ситуация все-таки стабилизируется. В Нижнем Новгороде число юридических факультетов сократилось. На хорошие факультеты,  такие как юридический факультет Университета Лобачевского, число претендентов не уменьшается. Конкурс серьезный. И меня это радует. Это значит, что наша надежда в свое время, когда мы вели речь об открытии юридического факультета в университете, оправдалась. Сегодня процесс отлажен великолепно, преподавательский состав сложился, есть своя школа, есть ученый совет. На мой взгляд, идея реализовалась успешно. 

Мы же даем возможность многим студентам юридического факультета ННГУ  пройти практику. При этом совершенно не обязательно, чтобы  потом практиканты оставались у нас. Главное, чтобы они вникли в те проблемы, которыми адвокат занимается каждый день, чтобы у них расширился кругозор.   

 - Адвокаты — это особые юристы. На Ваш взгляд, какими  качествами, данными  должен обладать хороший адвокат? Вообще кому стоит идти в адвокаты, а кому нет? 

- Это вопрос интересный, важный и очень сложный. Когда ко мне приходит претендент, я смотрю на его диплом и вижу там, например, много троек. И я говорю ему о том, что он многое упустил во время учебы. И что шансы у него попасть к нам снижаются. Но я даю ему шанс,  потому что убежден, что поэтами рождаются, а вот адвокатом можно стать. Но для этого нужно приложить  очень много усилий. 

Если говорить про качества, то прежде всего это должен быть порядочный человек, нравственно безупречный. Адвокат должен вызывать доверие, а вызывать доверие может только человек, который не обманет, не продаст, не изменит. Второе, что чрезвычайно важно, кроме порядочности, это ответственность за то поручение, которое человек принял.  Ведь человек надеется, что он поручил свое дело и всё будет сделано вовремя и как следует. Третье -  это мотивация  человека, который идет в адвокатуру. Это  не должны быть в первую очередь деньги. Адвокату должно быть присуще чувство служения. Честь и достоинство по нашему кодексу профессиональной этики адвокатов выше воли доверителя. 

- В этом году Нижегородской областной коллегии адвокатов исполняется 100 лет.  Большой юбилей. Вы успешно совмещаете руководство коллегией и палатой адвокатов. Какая часть работы занимает у Вас сейчас больше  времени? 

- Отделить очень сложно. Нижегородская областная коллегия -  это около 900 адвокатов. А общее число адвокатов в области - 1200. Коллегия  в каждом районе области имеет свои филиалы. Поэтому всю основную часть работы ведет коллегия. Коллегия продолжает готовить очень большое число стажеров. Мы каждый год утверждаем список адвокатов, имеющих право обучать. А вот  статус адвоката присваивает палата, квалификационная комиссия  - в составе палаты, дисциплинарная практика — это полномочия палаты. Но у коллегии есть свой устав, там предусматривается и возможность исключения из коллегии за проступок, порочащий адвоката. Коллегия финансово гораздо мощнее, чем палата. На самом деле, главное, что у нас работают настоящие профессионалы. Я всех поздравляю с такой значительной датой. Желаю коллегам профессиональных успехов, здоровья и личного благополучия! 






 




Следите за нашими новостями в удобном формате