Режиссеры ГИТИСа заявили о себе

Режиссеры ГИТИСа заявили о себе

Нижегородский театр имени М. Горького и Российский институт театрального искусства (Москва) начали сотрудничество, открыв «Режиссерскую школу ГИТИСа в Нижнем Новгороде». Первый итог соглашения – показ четырех эскизов в конце августа.

В течение девяти дней в нижегородском театре драмы шла напряженная работа. Выпускники ГИТИСа – молодые, но уже довольно опытные режиссеры, ставили отрывки будущих спектаклей с нижегородскими актерами. В репетициях была занята почти вся труппа, а работа продолжалась все доступное время. Четыре отрывка: современная драматургия, классическая литература и литературные очерки стали основой для эскизов, показанных зрителю на десятый день. Что именно поставить, предлагали сами режиссеры, по нескольку названий, а руководство театра решало, что из этого им наиболее интересно и помогло определить исполнителей.

В итоге, стрессовые условия мобилизовали внутренние творческие резервы, и это дало прекрасный результат. Каждый из эпизодов позволил раскрыть таланты актеров, убедил в правильности распределения ролей, а для режиссеров стал своеобразным творческим конкурсом. Ведь по результатам показанного один из них будет приглашен в театр, чтобы из наброска сделать полноценный спектакль.

Итак, репетиционный зал театра стал сценой и залом для показа отрывка из пьесы драматурга Алексея Зайцева «Рвущаяся нить», который поставил аспирант ГИТИСа Иван Чумаченко. Для главного героя, потерявшего память, очень важно понять, кем он был, и лечащий врач приготовил для него четыре варианта личностей. Состояние неопределенности подчас было труднее самого плохого из них.

Из лекций и произведений Владимира Набокова «Другие берега» сделал автобиографическую инсценировку Роман Лыков. Известный писатель, рассказывая на лекции в Америке о русской культуре, Пушкине, поэзии, внезапно переносится в воспоминания о детстве и мысленно растворяется в своем семейном окружении, в исчезнувшей России. Но, кажется, так и остается непонятым.

Постановку по рассказу Горького «Старуха Изергиль» Тимура Галеева удачно дополнило пение акапелла молдавской песни и современный танец от хореографа Марии Лутошкиной. Четыре возраста женщины играли разные актрисы, передавая эстафету ожерельем. Получилась притча – история борьбы за личную свободу и независимость, когда любовь приносит не счастье, а смерть.

Отрывок по очерку Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» в интерпретации Максима Меламедова, по инсценировке Олега Богаева, собрал  в себе эротику, символизм, драму и мистику – гремучий коктейль желаний и поступков, за которым последовало наказание и новое преступление. Провинциальная история, замешанная на муке с водой, обросла дополнительными смыслами.

Ради подобных открытий известных и новых имен, произведений с иной стороны, необходимо проводить такие мероприятия. Министерство культуры Нижегородской области, поддержавшее проект, объявило, что следующим этапом сотрудничества станет «педагогическая» школа, которая пройдет уже скоро, в сентябре в Нижегородском театральном училище. Из Москвы делиться опытом приедут преподаватели ГИТИСа. В дальнейшем будут проводиться новые режиссерские лаборатории, что взаимовыгодно обеим сторонам. Приглашенные режиссеры заявляют о себе у нас, а для нижегородских театров это тренинг, позволяющий не отставать от современных  трендов.

Ольга Плаксунова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате