На нижегородской Стрелке открылась выставка гравюр «Меццо-тинто: полутона и интонации». Нижегородский государственный художественный музей принял 300 гравюр в редкой технике меццо-тинто из уникальной коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств и предоставил возможность ознакомиться с этим удивительным искусством нижегородской публике.
На примере лучших работ десяти художников с разных континентов даже неопытный посетитель непременно сможет понять, почему картины в меццо-тинто напоминают фотографию или карандашную иллюстрацию, а на самом деле являются совершенно другой, необыкновенной «черной манерой» привычной нам графики.
Меццо-тинто – самая изящная из всех известных техник глубокой печати. Ее меланхоличная утонченность создается посредством тонкой градации света и тени. Мастер неделями способен выглаживать гранильником участки на предварительно подготовленной шероховатой поверхности металлической доски. Многочисленными шлифующими движениями он добивается высветления бархатистых черных оттенков до прозрачных белесых, буквально из темноты цвета «вытягивая» свет. Умение подолгу сосредотачиваться на монотонной работе и скрупулезно прорабатывать детали делает из художников-любителей настоящих мэтров, которых насчитывается не более пяти сотен по всему миру.
Павильон НГХМ «Пакгауз» – необычная площадка: внутри ажурных металлических конструкций находятся широкие светлые пространства зала, которые в сочетании со строгими черно-белыми и экспрессивными цветными работами обрели неповторимый облик. Стиль пространства сложился под влиянием динамики белых стендов и контрастных черных пятен-картин.
Каждый из авторов отдает предпочтение конкретной теме и в сочетании со своим жизненным и техническим опытом создает неповторимые картинные сюжеты. Так, Марк Фризинг, художник из Люксембурга, противопоставляет вечность и ускользающий момент, рассуждая о взаимодействии прошлого с настоящим. Арт Вергериз (США) ищет смысл в обыденности и переосмысливает многочисленные жизненные эпизоды, утверждая, что жизнь, как кинолента, постоянно движется, и что порою человеку необходимо остановиться, чтобы в стоп-кадре увидеть себя со стороны. Поляк Томаш Винярски визуализирует вечный двигатель, иронически оспаривая первый и второй законы термодинамики. Каждый из этих мастеров не только философ по жизни, но и философ в своем искусстве. И лучше понять их образ мыслей поможет личное знакомство с работами.
Выставка открыта до 27 ноября. Режим работы: вторник, среда – с 10 до 18.00; четверг – с 12.00 до 20.00, пятница-воскресенье – с 11.00 до 19.00, понедельник – выходной. 12+
Паулина Малая.