Саров – точка силы. Именно здесь работали первые ученые-ядерщики: Сахаров, Зельдович, Харитонов, Трутнев. Здесь создавалось отечественное ядерное оружие, и отсюда ведет свою историю мирный атом, поставленный на службу человеку. Неслучайно трансляция выступления Генерального директора «Росатома» для зрителей просветительского марафона общества «Знание» велась с территории Национального центра физики и математики из филиала МГУ в Сарове. Взглянуть на то, что происходит в России и в мире, Лихачев предложил глазами атомщиков.
Вызов принят
– Последние месяцы принесли фундаментальные изменения в экономике. Энергетический рынок нужно выстраивать заново. Логистические цепочки нарушены. Огромное количество ограничений наложено на обмен технологиями. Это касается не только России, но и Китая, который также находится в ситуации жесточайших ограничений на применение и внедрение тех или иных технологий. Перекрыты для России практически все источники международного финансирования. Рассчитывать приходится только на собственные силы. В этих условиях нужно не только научиться жить и работать, но и необходимо развиваться. Ограничения, люстрации надо превратить в факторы роста. И у нас это получается, – рассказывает Алексей Лихачев.
Показатели первого полугодия 2022 года выросли по сравнению с прошлым годом. И это несмотря на то, что с конца февраля ситуация в мире кардинально поменялась! По новым продуктам «Росатома» наблюдается стопроцентный рост – выручка увеличилась со 102 миллиардов рублей до 207 миллиардов. Это значит, что из существующих вызовов получается извлекать пользу.
«Росатом» – глобальный лидер мировых технологий – второе место в мире по добыче урана, первое по его обогащению, госкорпорация входит в тройку предприятий, фабрикующих топливо. На все российские АЭС, а также на станции, расположенные в странах СНГ, Восточной Европы, Китая, Индии, поставляется наше топливо. На нынешнем этапе нет возможности ни у кого предложить параметры топлива, сопоставимые с нашим по качеству, по стоимости, по эффективности топливных сборов.
«Росатом» также остается абсолютным мировым лидером по экспорту атомных станций. На текущий момент корпорация сооружает 23 энергоблока в восьми странах. Всего зафрахтовано 35 энергоблоков, портфель заказов оценивается в пределах 200 миллиардов долларов. Активно идет работа по завершению второго энергоблока в Белоруссии, в Венгрии получена лицензия на строительство двух новых блоков АЭС в городе Пакш. На севере Египта возводится энергоблок, строятся четыре блока в Индии, четыре – в Китае... Можно сказать, что последние месяцы стали импульсом в продвижении ряда зарубежных проектов «Росатома». Разве что Финляндия прервала проект по возведению энергоблока.
Суверенный российский продукт
«Росатом» также активно возводит центры ядерной науки и технологий. Среди стран-партнеров – Руанда, Замбия, Вьетнам, Сербия. В Боливии такой центр уже частично запущен – работают установки, которые применяются в сельском хозяйстве, в медицинских целях.
Сложности, связанные с логистикой, с политическим давлением, с технологическим нажимом на нас будут и дальше. Но жизнь показывает, что их можно не только преодолеть, а еще и ускорять проекты, поскольку энергетический кризис во многих странах меняет восприятие атомной энергетики. Даже те страны, которые ранее отказывались от атомных проектов энергетики, сейчас начинают к ним возвращаться.
Также «Росатом» развивает российскую атомную платформу, которая включает 37 энергоблоков и дает 20 процентов электроэнергии. В планах построить еще 16 энергоблоков к 2035 году и наращивать мощности, чтобы четверть всей электроэнергии давал «атом».
Госкорпорация не только стоит на страже энергетической безопасности, она дает импульс развитию других отраслей, подтягивает специалистов, без которых не построить АЭС. Есть целый ряд новых направлений «Росатома»: атомный ледокольный флот, композитные материалы, ядерная медицина, нефтегазосервис, ветроэнергетика, аддитивные технологии, цифровые продукты, «умный город», отходы, международная логистика и другие.
На сегодняшний день отечественная атомная станция на
95 процентов – российский продукт. Лишь небольшой набор раньше использовался импортный, например, арматура поставлялась с Украины, компонентная база с Тайваня. Не составляет большого труда это заместить. Мы гордимся тем, что АЭС – технологически суверенный продукт. Кроме того, энергия, данная атомом, позволяет снизить экологическую нагрузку. Ее можно назвать «зеленой» генерацией.
Глобальные задачи
Новый нацпроект по развитию атомной энергетики был подписан президентом в самый разгар пандемии, в апреле 2020. Он называется «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ».
Для достижения целей, стоящих как перед российской, так и перед мировой атомной индустрией, необходимо, во-первых, выйти на новое поколение реакторов с более высоким уровнем природной безопасности.
Во-вторых, обеспечить экологичность атомной энергетики. Раньше ядерные отходы приходилось утилизировать только одним способом – захоронением, и это не самый лучший путь решения проблемы, ведь с этим «наследством» придется что-то делать нашим детям, внукам. Есть перспективная идея – создать
замкнутый топливный цикл – циркуляции топлива между реакторами на быстрых нейтронах и традиционными тепловыми. Ее пытаются реализовать в рамках проекта «Прорыв» в Северске Томской области. Если эксперимент с небольшим промышленным реактором (300 мегаватт) окажется удачным, то в 2027 году станет возможным тиражировать промышленно-энергетические комплексы, где топливные отходы будут полностью перерабатываться. Этот процесс эквивалентен природному – сколько радиоактивности забрали в ходе добычи урана, столько будет возвращаться в естественную среду.
Третья большая задача – термояд (управляемый термоядерный синтез). Важно не просто доказать возможность управления плазмой в токамаке, но и найти в этом индустриальное решение для получения электрической энергии.
Уникальный ледовый флот
Первый атомный ледокол «Ленин» позволил СССР покорить Северный полюс, а в 1986 -1987 годах наша страна стала лидером в перевозках по Северному морскому пути, обеспечив транспортировку 6,8 миллиона тонн грузов. В прошлом году по Северному пути было перевезено без малого 35 миллионов тонн (!) грузов.
«Росатом» сегодня не только отвечает за ледовый флот, но и несет ответственность за безопасность ледокольных проводок по Северному пути, отвечает за все судовое движение и развитие энергетики северных территорий. Стоит задача организовать вывоз углеводородов на восток, ведь в Европе их теперь не ждут, а в Азии, напротив, они востребованы. И по мере того, как азиатские рынки будут и дальше расти, потребность в наших углеводородах также будет возрастать.
«Росатом» реализует программу строительства ледоколов нового поколения мощностью 60 мегаватт, они будут двухосадочные. Такие суда могут работать как на океанических просторах, так и заходить в устье рек, уменьшая свою осадку. По самым скромным подсчетам, к 2035 году нам требуется около 75-80 судов ледового класса, – заявил Лихачев.
Роль Северного морского пути возрастает. Внутренние перевозки растут. Международный транзит упал, но через год-полтора все вернется на круги своя. Путь из Европы в Азию через южные моря с тремя «пробками» – Гибралтар, Суэцкий канал, Босфор – составляет 23 тысячи километров. Северный морской путь – это 14 тысяч километров.
Научиться управлять движением по Северному морскому пути нам еще предстоит. В этом году создана специальная структура, которая будет этим заниматься.
Вопрос на засыпку
– В США идет активное финансирование проектов по созданию мобильных маломощных атомных реакторов. Насколько это перспективное направление?
– Ни в «Росатоме», ни в мире нет понимания, насколько они будут востребованы и экономически эффективны. Начнем с того, что малых действующих реакторов ни у кого, кроме нас, нет. Есть Билибинская АЭС – уникальное сооружение в центре Чукотки и «Академик Ломоносов» – российская плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), где используются реакторы малой мощности. Почему американцы так активно продвигают малые атомные станции? Потому что они разучились строить большие. Этот шуточный ответ отчасти правда. В России есть наработки, решения для возведения АЭС малой мощности. В частности, один из проектов, который реализуется в настоящее время, – это возведение 10-мегаваттной малой АЭС с реактором «ШЕЛЬФ-М» в Якутии.
Александра Махлина.